23 января воскресенье
СЕЙЧАС -19°С

Город-пробка

В Новосибирске уже свыше 600 тысяч машин — эксперты подсчитали, когда улицы города превратятся в один большой затор

Поделиться

Поделиться


Нас тьмы, и тьмы, и тьмы

Подводя итоги 2013 года, начальник ГИБДД Новосибирска Александр Руденко рассказал, что на сегодняшний день на территории Новосибирской области используется 1 млн 15 тыс. транспортных средств. При этом за прошедший год на дороги региона выехали 64 тыс. новых авто. Также он уточнил, что наибольшая часть машин («более 600 тыс.») используется в Новосибирске. Точной цифры в ГИБДД не называют, однако до этого момента шла речь о том, что по городу колесят «почти 600 тыс. авто».

По данным статистики ГИБДД, по состоянию на 1 января 2014 года в Новосибирске было зарегистрировано 557 тыс. автомобилей, что на 37,5 тыс. больше, чем в 2012-м. Количество «используемых» авто больше числа зарегистрированных — поскольку некоторые машины поставлены на учет в районах области, однако фактически их владельцы живут в Новосибирске. Около 80 % зарегистрированных и используемых в Новосибирске машин — легковые.

Стремительный рост числа машин привел к усугублению заторных ситуаций. Визуальные впечатления водителей подтверждает статистика. Уже в начале 2013 года — 12 февраля —

В конце года (по итогам сентября–октября) компания «Яндекс» оценила загруженность дорог в крупнейших городах России, сравнив средний балл пробок в рабочие дни. Новосибирск вырвался на третье место после Москвы и Екатеринбурга, оставив позади 5-миллионный Санкт-Петербург.

Ситуацию осложняет еще и то, что новосибирцы все активней пересаживаются с общественного транспорта на личные авто. «Наземным пассажирским транспортом в прошлом году было перевезено более 368 млн пассажиров, это на 9 % меньше, чем в 2012 году», — рассказал накануне начальник управления пассажирских перевозок мэрии Новосибирска Александр Лаврентьев. Прежде всего люди отказываются от поездок на автобусах, занимающих 75 % в общем объеме перевозок. Интересно, что в 2013 году был зафиксирован небольшой (2,6 %) рост пассажиропотока в новосибирских трамваях как виде транспорта, менее подверженном влиянию заторов, чем автобусы.

Встанем все

Эксперты уверены, что до транспортного коллапса в Новосибирске осталось совсем немного. Ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики (Москва) Константин Трофименко отметил, что рост числа автомобилей в какой-то момент упирается в максимальную пропускную способность улично-дорожной сети. Когда она превышена, начинает расти продолжительность утреннего и вечернего часов пик. Транспортный коллапс — это состояние, при котором продолжительность часов пик настолько велика, что утренний час пик переходит в вечерний практически без перерыва. Люди попросту бросают свои машины и идут пешком.

«Такое было в Москве в прошедшие праздники и такое нередко случалось в крупных европейских городах в 70-е годы, в разгар автомобилизации. К коллапсу приводит два фактора: большое количество автомобилей (исчисляется в штуках на 1000 жителей) и небольшая площадь улично-дорожной сети (УДС, отношение общего числа кв. км улично-дорожной сети к общей площади города).

В российских городах площадь УДС составляет в среднем около 10 % от площади города, в Европе — около 20 %, а в городах США, изначально строившихся «под автомобилистов», этот показатель доходит до 30 %. В среднем российском городе после преодоления отметки в 300 автомобилей на 1000 жителей уже начинаются проблемы с заторами, а опасность коллапса наступает при 500 авто на 1000 жителей», — рассказал г-н Трофименко.

По этой логике 1,5-миллионному Новосибирску для достижения транспортного коллапса необходимо всего 150 тыс. машин. При темпах прироста 37–40 тыс. авто в год этого состояния город достигнет примерно через 4 года.

По данным Константина Трофименко, для преодоления дорожного кризиса 70-х европейцы развивали сразу два направления: стимуляцию отказа от личного транспорта (платные парковки, платный въезд в центр, экологические нормы и пр.), а также совершенствование системы общественного транспорта. Для Новосибирска, по мнению эксперта, актуально развитие таких видов общественного транспорта, которые не зависят от заторных ситуаций. Например, скоростной трамвай — более дешевый аналог метро. «У вас две линии метро. Присоедините к конечным станциям четыре линии скоростного трамвая, чтобы люди могли уезжать в спальные районы без пробок. Я уверен, многие откажутся от авто, чтобы ежедневно не тратить время и нервы в многочасовых заторах», — советует г-н Трофименко.

Марк Волков

Фото Стаса Соколова

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter