NGS
Погода

Сейчас+21°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+21°

пасмурно, без осадков

ощущается как +22

2 м/c,

зап.

742мм 87%
Подробнее
3 Пробки
USD 89,07
EUR 95,15
Реклама
Дороги и транспорт 30 рублей за проезд

30 рублей за проезд

Владельцы автобусов назвали условия, при которых водители перестанут хамить, а общественный транспорт начнет ходить по расписанию

В 2013 году наземный общественный транспорт Новосибирска перевез на 9 % пассажиров меньше, чем годом ранее. Основной удар пришелся на коммерческие автобусы и маршрутные такси. Прошлогоднее резкое повышение цен на проезд, по словам перевозчиков, не решило большинства проблем, в том числе перебоев в расписании и хамства водителей. Какой тариф способен кардинально изменить ситуацию и какие еще меры заставят горожан пересесть на автобусы — в материале НГС.НОВОСТИ.

В начале этой недели глава управления пассажирских перевозок мэрии Александр Лаврентьев сообщил о снижении пассажиропотока на наземном общественном транспорте в 2013 году. «В общем наземным пассажирским транспортом в прошлом году было перевезено более 368 млн пассажиров, это на 9 % меньше, чем в 12-м году», — сказал господин Лаврентьев.

Он уточнил, что городские трамваи за это время перевезли на 2,6 % больше пассажиров, а в троллейбусах, напротив, пассажиропоток снизился на 2 %. Точных цифр по пассажиропотоку в коммерческих автобусах и маршрутных такси не прозвучало, однако коммерческие перевозчики, на чью долю приходится 75 % всех наземных перевозок, сами подтверждают спад. По оценке председателя «Транспортного союза Сибири» Валерия Ильенко, резкого снижения не наблюдается — коммерческие автобусы «потеряли меньше 8 %» пассажиров.

Представитель перевозчика «Диамант-1» (маршрутки № 18, 51, 5) Сергей Матюнин говорит о 15%-ном падении пассажиропотока в маршрутках. Разницу в оценках перевозчики объясняют рентабельностью только определенной части городских маршрутов. По словам господина Хохлова, больше всего за прошлый год недосчитались пассажиров перевозчики на маршрутах, дублирующих линии метрополитена и тех, чьи пути пролегают по самым заторным участкам города, в первую очередь обоим мостам.

«Мосты стоят. Люди уходят в метро. Работу ищут ближе к метро, чтобы было проще добираться», — констатирует Олег Хохлов. Перевозчики единогласно обвинили в падении спроса на свои услуги и общем снижении рентабельности перевозок перманентные пробки — водители часами стоят на магистралях, бессмысленно сжигая «соляру», и не успевают выполнить положенное число рейсов.

Их наблюдения подтверждает статистика перевозок по пригородным электричкам «Экспресс-пригорода» и метрополитену, куда горожане устремились за спасением от заторов. За прошлый год пассажиропоток в электричках на южном направлении, дублирующем Бердское шоссе и ул. Большевистскую, вырос на 18 %, а метрополитен перевез на 7,6 % больше пассажиров — 88,8 млн человек вместо 82,5 в 2012 году.

По перевозчикам бьет также всеобщая автомобилизация: за 2013 год число автомобилей, чьи владельцы готовы самоотверженно выстаивать многокилометровые пробки, перевалило в городе за 600 тыс.

Работу автобусов и маршруток неизменно сопровождает поток жалоб пассажиров. Жалуются на все: неудобные машины, длительные простои на остановках, холод в салонах и хамство водителей. «Есть проблемы сегодня: вечерние рейсы не закрываются, жалобы на грубое обращение водителей и кондукторов, есть проблема курения [водителей], разговоры по телефону», — перечисляет Валерий Ильенко.

В середине января 43-летняя жительница Академгородка Наталия Шевчук столкнулась на «Речном вокзале» с образцово-безобразным поведением водителя маршрутного такси № 35 (1235): на просьбы закрыть дверь в салон (на улице ударил мороз) и не курить он отвечал «площадной бранью», а когда пассажиры попросили мужчину включить печку, тот промолчал и просто сделал погромче музыку. «Было ощущение, что он либо неадекватен, либо пьян», — вспоминает пассажирка.

Как замечает господин Ильенко со ссылкой на данные общественной приемной мэрии, за прошедший год, отметившийся резким ростом цен на проезд, количество жалоб «значительно уменьшилось».

С февраля 2013 года проезд в автобусе подорожал с 14 до 17 руб., а в большинстве маршруток — с 20 до 23 руб. Уже тогда перевозчики говорили, что этого недостаточно. Предполагалось, что на дополнительные деньги они смогут обновить парк машин и в целом повысить качество своих услуг. «С ростом [цены] бензина мы просто не укладываемся в этот тариф, мы все в кредитах [за купленные машины]», — сетует Сергей Матюнин.

В преддверии очередного февраля перевозчики предложили увеличить цену проезда в автобусах до 23 руб. По словам президента «Транспортного союза Сибири» Валерия Новоселова, заявки находятся на рассмотрении областного департамента по тарифам, но окончательного решения пока не принято.

Сами перевозчики не питают иллюзий, что проезд в ближайшее время подорожает, при этом транспортники уверены, что даже тариф в 23 руб. не спасет их положения и не решит одной из системных проблем отрасли — тотальной нехватки водителей. Ранние подъемы в рейс в 4–5 часов утра, длительные стояния в пробках за сравнительно небольшие деньги (по данным «Транспортного союза» — в среднем 30 тыс. руб. в месяц) отталкивают от автобусного руля даже гастарбайтеров.

Чувство собственной незаменимости и стрессы превращают работающих на маршрутах водителей в хамов. «Кадровая нехватка стоит остро на уровне всей федерации. Нам необходима целевая программа», — говорит Валерий Ильенко.

По оценке Олега Хохлова, решить проблемы перевозчиков смогла бы стоимость проезда в автобусах на уровне 30 руб. Это позволило бы платить водителям хорошую зарплату и закупать более комфортабельные автобусы, например европейские Scania.

«30 руб. на данный момент — даже более чем достаточно», — подтверждает представитель одного из городских перевозчиков, пожелавший сохранить свою анонимность. Не без иронии он признает утопичность установки такого тарифа: «По такой цене за поездку все будут ходить пешком». С оглядкой на урбанистов власти города в свою очередь пытаются повысить привлекательность общественного транспорта выделением специальных полос на дорогах и сокращением парковочного пространства в центре города, наталкиваясь на противодействие все возрастающей армии автомобилистов.

Елена Воробьева

Фото Александра Ощепкова

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Реформаторы примут решение, а вы, бабоньки, вывозите. Выручайте страну». Что думает про отмену ЕГЭ обычный учитель
Ирина Ульянова
Учитель
Мнение
По дороге чуть не задушила жаба: во сколько россиянам обойдется путь по платным трассам к Черному морю
Диана Храмцова
выпускающий редактор MSK1.RU
Мнение
«Им без разницы, откуда прыгать»: ветеринар — о выпадении кошек из окон и стоимости их лечения
Алена Ситникова
Ветеринарный фельдшер
Мнение
«Мы тоже люди»: сотрудница пункта выдачи — о штрафах за отзывы, неадекватных клиентах и рейтингах
Анонимное мнение
Мнение
Летнее Солнцестояние — 2024: как подготовиться к этому дню и зарядиться энергией — советы астролога
Юлия Тарантина
Рекомендуем
Знакомства
Объявления