Леденящие маневры

Пять роковых ошибок водителей на зимней дороге — когда не спасают тормоза, а полный привод может убить

Поделиться


Коварная «липучка»

По словам директора «Центра высшего водительского мастерства» Виктора Жигулина, первая ошибка, за которой кроется опасность, — это использование нешипованной зимней резины, прозванной «липучкой». «Зимние шины могут быть только шипованными, остальное — это глубокое заблуждение. Реклама утверждает, что «нешипованная зимняя шина» держит дорогу при помощи «пятна контакта», образующегося на протекторе при соприкосновении с дорогой под давлением. Однако необходимо знать, что это работает только летом. Зимой же ситуация другая. Во-первых, на морозе резина теряет эластичность, и пятно контакта становится меньше. А главное — в момент контакта шины и дороги из-за трения и, как следствие, нагрева между наледью и шиной образуется тончайшая водяная пленка. Она сводит эффективность «пятна контакта» до минимума. Шипы же проходят сквозь эту пленку и держат сцепление с дорогой», — объясняет специалист.

Заместителю директора компании «Запаска» Александру Турову эти выводы кажутся необоснованными. По его данным, качественная зимняя шина не теряет свой эластичности даже при минус 30 градусах. В «липучке», в отличие от шипованной шины, значительно больше ламелей, которые существенно увеличивают пятно контакта. «А что касается водяной пленки, то в качественной шине присутствует множество отводных каналов для снега и воды. Я сам езжу на «липучке» уже 15 лет и доволен. Конечно, для водителей-новичков предпочтительней шипы — при прочих равных условиях они останавливают машину быстрее. Но и «липучка» имеет свои преимущества — она создает меньше шума и обладает большим сроком эксплуатации», — признается эксперт.

Виктор Жигулин также посоветовал помнить о том, что зимой дистанция до впереди идущего автомобиля должна быть намного больше, чем летом. Он уточнил, что тормозной путь зимой даже на шипованной резине в среднем в 2,5 раза длиннее, чем летом. И это на скоростях от 10 до 20 км/ч. На скорости 120 км/ч длина «зимнего» тормозного пути уже в 16 раз больше, чем «летнего».

С ABS длиннее

«Вторая опасность — это АВS, — предупреждает Виктор Жигулин. — Не существует антиблокировочной системы тормозов, уменьшающей тормозной путь. Необходимо понимать, что фактически ABS увеличивает тормозной путь за счет коротких прокручиваний колес, которые она чередует с тормозными импульсами. Летом, на сухой дороге, это не так заметно. Задача системы — предотвратить блокировку колес, чтобы машина не пошла юзом и осталась управляемой даже в случае экстренного торможения. Не стоит надеяться на ABS и жать тормоз в пол, особенно зимой. Лучше держать дистанцию и тормозить постепенно, то слегка нажимая, то отпуская педаль тормоза».

Миф о 4WD

Также опасной ошибкой на зимней дороге Виктор Жигулин назвал надежду на полный привод, который якобы способен удержать машину при любом маневре на зимней дороге. «Люди смотрят рекламу, как внедорожник лихо поворачивает на горном серпантине, и думают, что смогут сделать так в городе. Дело в том, что у полного привода не меньше, а наоборот, больше шансов потерять контроль за дорогой, которая покрыта наледью. Это происходит потому, что у него два ведущих моста вместо одного. Ушедшую в занос машину с одним ведущим мостом выровнять проще, работая рулем и педалью газа. Речь идет о перераспределении массы и импульсов движения — пока одни колеса в заносе, другие выводят машину из заноса. На полном приводе все колеса ведущие, и простые приемы выравнивания авто не помогают. Нужны специальные навыки. Полный привод хорош своей проходимостью, но не для маневров на покрытии с пониженными сцепными свойствами», — предупреждает специалист по экстремальному вождению.

Когда замерзают тормоза

Директор компании Hot Service Павел Марченко рассказал о двух опасных неисправностях авто, возникающих из-за мороза. По его словам, тормозная жидкость современных авто очень гигроскопична, т.е. активно впитывает влагу, поступающую из не идеально герметичного расширительного бачка. «За годы эксплуатации влага накапливается и на сильном морозе превращается в лед. Тормозная жидкость теряет свои свойства, тормоза «проваливаются», и машина становится неуправляемой. Замена тормозной жидкости вместе с учетом высококачественных материалов стоит в среднем около 1 тыс. руб. Стоит раз в 3–5 лет потратить эти деньги, чтобы не оказаться в столь опасной ситуации», — советует эксперт.

Тяжелый руль

К аварии может привести и повышение вязкости жидкости в гидроусилителе руля. «Со временем жидкость в ГУР частично сгорает, а остаток становится подвержен воздействию низких температур из-за выработки. Изношенные «задубевшие» на морозе сальники плюс выработанная жидкость: на непрогретом авто резко крутанул рулем, сальник выдавило, жидкость начала вытекать. Через 15–20 минут посреди дороги ГУР выходит из строя окончательно, крутить руль становится намного тяжелей», — описывает опасную ситуацию Павел Марченко. Также эксперт посоветовал при парковке в мороз выставлять колеса прямо. Если колеса остаются повернуты вправо или влево, создается повышенная нагрузка на правый или левый сальник соответственно.

Марк Волков

Фото Стаса Соколова

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Новости РЎРњР?2
Новости РЎРњР?2