Сотрясающий стекла мощный бас или громогласный хрип блатного певца из открытого окна авто способны привлечь внимание сотен соседей по дороге. В России громко слушать музыку в машине, начиная с лихих 90-х, считается особым шиком. Да и в целом большинство водителей не мыслят нахождение в утомительных заторах без бодрящего звукового фона, каким бы громким он ни был. Какую музыку предпочитают слушать в машине новосибирцы и как трек способен превратить водителя в опасного лихача или невнимательного виновника ДТП — в материале НГС.АВТО.
Музыку в машине слушают, пожалуй, почти все водители. Однако часто в силу особенностей этой музыки и стиля ее прослушивания она становится уже не личным делом водителя, а настоящим фактором безопасности дорожного движения.
В музыкальных вкусах новосибирских водителей помог разобраться специалист компании «Автоаудиоцентр Новосибирск» Сергей Нечаев. По словам эксперта, условно всех любителей слушать музыку в машине можно разделить на три группы. Первая группа — это любители мощного звука. Они покупают большое количество оборудования, включая несколько сабвуферов, и слушают музыку очень громко. В этом случае нет особо высоких требований к академической настройке звука, напротив — оборудование настраивается с изобилием низких частот. Нередко владельцы таких авто участвуют в соревнованиях по автозвуку. Судя по опыту, зачастую такие люди слушают рэп, хип-хоп, heavy-metal и разные направления электронной музыки.
Вторая условная группа — это музыкальные «гурманы». Для них главный приоритет — это качество звука, их потребность — услышать каждую нотку. Для них специалисты подбирают оборудование по принципам построения студийного и концертного звука. Компонентов аудиосистемы в таких авто зачастую меньше, чем в первом случае, но бюджет примерно схожий из-за высокой цены оборудования. Такие водители преимущественно предпочитают спокойные жанры — инструментальную музыку, легкий рок и классику.
Третья, самая многочисленная группа — это прагматики. Таким водителям важна универсальность оборудования, соотношение функционала и цены. Также обращают внимание на внешний вид оборудования. Люди с подобным подходом редко выделяют особые музыкальные жанры, они предпочитают слушать музыку по настроению и ничего не имеют против радио.
Директор новосибирского «Центра психотерапии» Александр Буцких уверен, что у современных россиян есть серьезная проблема с самоидентификацией. «Человек получает хорошую зарплату, но живет на съемной квартире — он богатый или бедный? В Германии, скажем, нет стереотипа о необходимости иметь собственное жилье, и такой человек считался бы состоятельным. Профессор получает 20 тыс. руб., а дальнобойщик — 100 тыс. У кого из них статус в обществе выше? И так далее», — описывает ситуацию эксперт.
Имея проблемы с самоидентификацией, человек приходит к так называемому «потреблению напоказ». «Я вложил много денег в автозвук, но сделал это не для того, чтобы наслаждаться музыкой, а для того, чтобы наслаждаться вниманием окружающих: для этого нужно сделать громкость побольше и бас помощней. Человек со слабой самоидентификацией по умолчанию ведет себя более агрессивно за рулем, пытаясь доказать свою значимость. А громкая, агрессивно звучащая музыка лишь подпитывает эту потребность и усугубляет риск опасных маневров на дороге», — рассуждает г-н Буцких.
Что касается стилей, то, по мнению психотерапевта, рэп стоит делить на русскоязычный и иноязычный. Содержание русскоязычных рэп-текстов — это так называемая «правда жизни», навевающая беспросветную тоску и депрессию. Человек погружается в обдумывание мрачной действительности и теряет концентрацию внимания, что также может стать фактором риска на дороге. «Англоязычные рэп-тексты, из-за ограниченного знания языка, не приводят к обдумыванию, а скорее «накачивают» определенными эмоциями — теми, которые морализаторы назвали бы «низменными»: агрессия, брутальная сексуальность и пр. Под давлением таких эмоций человек еще более склонен к резким, агрессивным и опасным маневрам», — уверен г-н Буцких.
Психотерапевт считает, что менее негативное влияние оказывает электронная танцевальная музыка, а также стили для вышеуказанных «гурманов» — инструментальная, классика и легкий рок. Человеческое мышление построено на ассоциациях, и в первом случае человек пытается воссоздать расслабленную атмосферу ночного клуба. Однако сильно расслабляться в пробках не стоит — нужна максимальная концентрация внимания. Любая музыка, даже классика или лаунж, забирает часть внимания водителя — он может не заметить деталь дорожной обстановки и в итоге устроить ДТП.
Марк Волков
Фото thinkstockphotos.com