Легальная езда по пустой встречной полосе вдоль пробки — мечта многих водителей. Давно придуманные и успешно используемые за границей схемы реверсивного движения позволяют воплотить мечту в реальность, одновременно разгружая крупные магистрали. Реверсивная полоса — это участок дороги, по которому, в зависимости от надобности (загруженности дороги в том или ином направлении) или на регулярной основе, меняется направление движения. Корреспондент НГС.АВТО выяснил у экспертов, на каких новосибирских улицах уместно организовать реверсивное движение и поможет ли это справиться с заторами.
Согласно ПДД, полосы для реверсивного движения располагаются посередине проезжей части и обозначаются двойной прерывистой линией разметки. Начало участка с реверсивным движением обозначено синим дорожным знаком с двумя сливающимися у основания стрелками, показывающими вверх и вниз. Движение по реверсивной полосе регулируется специальным светофором — с красным «Х» и показывающей вниз зеленой стрелкой. Выезд на эту полосу разрешен только в случае зеленого сигнала светофора. Если же горит красный или светофор не работает — выезд запрещен.
Сегодня в Новосибирске нет ни одного участка дороги с реверсивным движением. Мэрия пока не сообщала о планах введения таких участков, однако инспекторы новосибирской ГАИ уже частично используют подобные схемы для борьбы с пробками. Речь идет о летних заторах на выезде из города, когда один экипаж перекрывает полосу движения, а второй экипаж, на противоположном конце проблемного участка, пускает по ней встречный поток.
На автобанах крупных городов Европы и США реверсивные полосы активно используются. Первые реверсивные полосы в России недавно заработали в Москве. Мы спросили экспертов, на каких новосибирских магистралях было бы уместно организовать реверсивное движение для борьбы с заторами.
Аналитик сервиса Яндекс.Пробки Леонид Медников отметил, что «маятниковые» пробки (формирующиеся в разное время суток в разных направлениях. — М.В.) наиболее вероятны на радиальных магистралях из города.
Так, реверсивное движение теоретически можно организовать на улицах, соединяющих центр и окраины, и лишь для части дороги с множеством полос, оставляя как минимум одну для проезда в обратном направлении. При этом, по словам г-на Медникова, найти в Новосибирске заторы, которые можно устранить только с помощью реверсивного движения, затруднительно.
В качестве примера специалист привел ул. Кирова. «Для увеличения скорости автомобилистов на ул. Кирова от ул.Выборной до ул.Восход
в утренний час пик можно организовать дополнительную полосу в сторону центра, в вечерний час пик — добавить полосу на мосту перед Выборной в обратном направлении.
Утром на этом маршруте «узкими» местами являются светофоры, а также участок ул. Кирова от трамвайных путей (ул. Гурьевская. — М.В.) до площади Пименова. Но даже если расширить эти «узкие» места, поток вскоре упрется в пробку, начинающуюся от Красного проспекта, хвост которой нередко тянется до Восхода. Водитель будет вынужден тратить в пробках то же время, но стоять при этом чуть ближе к центру. Этот факт разрушает всю идею увеличения пропускной способности улицы», — признает Леонид Медников.
Главный специалист по транспорту мастерской генерального плана ОАО «ПИ «Новосибгражданпроект» Владимир Кирш убежден, что в Новосибирске нет таких улиц, где было бы возможно и уместно организовать реверсивное движение. Уже имеющиеся магистрали зачастую не подходят с технической точки зрения — их некуда расширять. На Ипподромской, например, есть полоса посередине, но на ней установлены опоры освещения и опоры мостов. Что касается новых улиц, то и там, по словам Владимира Кирша,
более актуальны именно барьерные разделители встречных полос.
Это связано с низкой культурой вождения, частыми выездами на встречную полосу и тяжелыми ДТП по этой причине. Кроме того, на многих магистралях в часы пик заторы образуются в обе стороны, что также делает бессмысленной идею реверсивных полос.
Вице-президент «Федерации автомобилистов России» Алексей Сухоруков более оптимистичен — по его мнению, такими улицами могут стать Большевистская и Бердское шоссе. «Например, на Бердском в районе так называемой Вшивой горки сотрудники ГИБДД могли бы, вместо того чтобы просто стоять на посту, организовывать реверсивное движение утром в одну сторону, а вечером в другую. То же самое касается всех крупных городских магистралей, которые схожи с системой кровообращения: утром артериальная кровь — все едут на работу и пробка в одну сторону, а вечером венозная кровь — все едут домой и затор в противоположную сторону; это, например, Красный проспект, Ипподромская и другие.
Убирать бетонные разделители с новосибирской культурой вождения, конечно, проблематично. Но в ситуации таких гигантских заторов можно пускать поток по «встречке», даже не убирая блоки, — все равно там ограничены повороты налево», — уверен общественник.
Марк Волков
Фото Стаса Соколова