После сентябрьского повышения штрафов за неправильную перевозку детей новосибирские таксисты все чаще отказываются принимать заказы, если среди пассажиров есть малыши. Как увеличилась детская смертность в ДТП, в каких новосибирских фирмах отказываются возить детей, почему таксисты не спешат оборудовать все свои машины детскими удерживающими устройствами и с какими диким случаями сталкиваются сотрудники ГИБДД из-за нежелания водителей обезопасить своего ребенка — читайте в материале НГС.НОВОСТИ.
В Новосибирске участились случаи отказов служб такси от перевозки пассажиров-малышей. Корреспондент НГС.НОВОСТИ наугад набрал несколько номеров популярных служб вызова такси с одним и тем же вопросом: «Можно ли перевезти в вашем автомобиле маленького ребенка?». Результаты опроса следующие: в фирмах «Гольфстрим», «Грин» и «Мустангъ» оператор отказался принять заказ. Операторы «Фортуны» и «Ласточки» заказ приняли, однако, оказалось, что их машины не оборудованы детскими удерживающими устройствами — вопрос возможных рисков и штрафов представители компаний предложили решать лично с водителем. В службах «Друг» и «Кабриолет» предложили заказать машину с детским креслом заранее — не раньше завтрашнего дня. Прямо сейчас готовы были принять заказы в службах «Мой город», «В2В такси», «Алмаз» и Energy, а также в специализированном такси «АвтоБЕБИ».
«Заказ может быть только предварительный, — отмечает Евгений Рыдкин, директор такси «Мой город». — Мы не используем кресла постоянно — по нашей статистике, лишь менее 3 % пассажиров нуждаются в них.
Директор такси «Кабриолет» Максим Баранников рассказал, что детское кресло «съедает» полезный объем внутри автомобиля — это делает его неудобным, когда клиентов встречают в аэропорту или на вокзале с большим багажом, а большинство заказов поступают как раз оттуда.
«Мы не делим пассажиров на маленьких и больших — есть общее законодательство, — поясняет Ирина Зарипова, директор некоммерческого партнерства «Таксомоторные перевозчики Сибири». — Но ребенок должен ехать только в автокресле — если перевозчик не может выполнить условия перевозки, он отказывается от поездки, руководствуясь правилами дорожного движения». Тем, кто часто пользуется услугами такси вместе с ребенком, во избежание отказов Ирина советует приобрести собственное кресло и использовать его. «Вообще, отказать вам может только нелегальный перевозчик, — продолжает г-жа Зарипова, — у всех легальных машины с автокреслами есть обязательно».
Корреспондент НГС.НОВОСТИ выяснил, законен ли отказ от перевозки ребенка, не нарушаются ли тут права пассажира. «Если машина не оборудована — они обязаны отказывать, — считает юрист «Федерации автовладельцев России» Евгений Митрофанов. — А если ДТП?! Есть кресло — вози детей, нет кресла — не вози. А клиенты будут обращаться в другую фирму».
С 1 сентября 2013 года штраф за перевозку ребенка без удерживающего устройства вырос в 6 раз — с 500 руб. до 3 тыс.
Представители ГИБДД выражали надежду на то, что изменения в КоАП РФ со временем приведут к сокращению детского травматизма на дорогах. «Если человек два раза попадет под взыскание, ему выгодней будет купить детское кресло и перевозить ребенка в соответствии с требованиями правил дорожного движения», — заявлял накануне вступления изменений в силу начальник ГИБДД по Новосибирску Александр Руденко.
«Мы подъема продаж автокресел не замечаем, — говорит Николай Скворцов, директор магазина «Мир детей», — Продаются, но как обычно — не особо активно. У нас народ надо «потюкать», возможно, что-то поменяется, когда начнут массово штрафовать». Г-н Скворцов рассказал, что детское сиденье (бустер) можно купить по цене от 600 руб., а детское кресло — от 1200 руб. Установить кресло в машину очень просто — к любому из них прилагаются инструкции. «Люди, конечно, всякие бывают, но обычный среднестатистический человек должен справиться с легкостью», — считает Николай.
В Новосибирске и области за 9 месяцев текущего года произошло 249 ДТП, в которых пострадали дети, рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 25,1 %.
В этих происшествиях 258 детей были ранены и 17 погибли — это соответственно на 32,3 % и 21,4 % больше, чем за девять месяцев прошлого года. «Большинство — это дети-пассажиры», — уточняет старший инспектор отделения пропаганды безопасности дорожного движения Алексей Толочный.
«Ремни безопасности автомобиля рассчитаны на определенный рост и вес, — считает Алексей Сухоруков, президент общественной организации автовладельцев «Свобода выбора». — Если там ребенок — от них может быть больше вреда, чем пользы. Использование же специальных кресел спасает в такой ситуации». Эксперт также указал на очевидную зависимость между детским травматизмом и отсутствием детских кресел.
Последнее громкое происшествие, в котором пострадал ребенок, случилось 3 октября на трассе М53. Тогда водитель «ГАЗели» совершал обгон мопеда, вопреки запрещающей разметке, и выехал на полосу встречного движения, где столкнулся с грузовиком Hino Ranger. В результате аварии погиб шестилетний сын водителя Hino, ехавший с отцом в кабине, — пристегнут мальчик не был. Водители в ДТП не пострадали.
«До сентября мы фиксировали где-то 80–100 нарушений при перевозке детей в день, — рассказывает Алексей Толочный, — сегодня — около 50».
Инспектор ГИБДД рассказал, что многие водители покупают кресла, не понимая, что обеспечивают безопасность детей, а не спасаются от штрафа. «В начале сентября был вопиющий случай, — говорит Алексей. — Инспекторы остановили женщину с двумя детьми в машине, один из которых сидел на переднем сиденье непристегнутый». Инспекторам женщина пояснила, что отстегнула ребенка из-за капризов — он не любит ездить в кресле. Когда нарушительница увидела сумму штрафа, она в слезах подошла к своей машине, открыла дверь и начала хлестать рукой с зажатым постановлением своего ребенка по лицу, крича: «Я тебе говорила — надо пристегиваться? Смотри, какой штраф!». Полицейским пришлось оттаскивать маму и объяснять, чья именно вина, в том, что ребенок не пристегнут.
Никита Гиевский
Фото thinkstockphotos.com