
Поделиться
23 июля 2013 года президент РФ Владимир Путин утвердил федеральный закон № 196-ФЗ, который, с одной стороны, отменил «нулевой промилле» и повысил предел превышения скорости, за который можно штрафовать, а с другой — ужесточил наказания за ряд нарушений ПДД. Первые два изменения вступили в силу сразу после опубликования 24 июля, а новые штрафы автоинспекторы начнут налагать с первого сентября. На прошлой неделе начальник отделения административной практики УГИБДД ГУ МВД России по НСО Михаил Сафонов дал пресс-конференцию, рассказав об основных изменениях в КоАП РФ. С вопросом о том, каковы могут быть последствия у некоторых из введенных правил и какие они вызывают нарекания, корреспондент НГС.НОВОСТИ обратилась к трем автоспециалистам и процитировала самые интересные участки дискуссии.
Отмена «нулевого промилле». Новый закон признает трезвым человека, у которого в литре выдыхаемого воздуха присутствует не более 0,16 мг алкоголя. Но Михаил Сафонов отметил, что эти значения — только скидка на погрешность приборов, выпитый кефир, окружающую среду.
Алексей Сухоруков, вице-президент Федерации автовладельцев России: «Метаболизм некоторых людей работает таким образом, что у них есть в выдохе пары алкоголя, либо люди могут принимать какие-то лекарства, из-за которых могут быть пары алкоголя в выдохе. Наличие закона о «нулевом промилле» позволяло лишать прав таких людей без реальных на то оснований».
Денис Алмазов, директор компании помощи автовладельцев «Автоюрист»: «Я считаю, что назначенный порог, с которого устанавливается состояние алкогольного опьянения водителя, высок, потому что погрешность приборов не такая значительная, 0,2 промилле было бы достаточно».
Виктор Жигулин, директор Регионального центра высшего водительского мастерства: «К этому я отношусь положительно, но одновременно надо вводить глобальные штрафы, как, например, в Белоруссии. Допустим, выше 0,3 промилле — миллион штрафа, выше 0,5 промилле — до 5 миллионов и конфискация автомобиля».
Штраф за превышение скорости свыше 21 км/ч. Если прежде автоинспекторы могли накладывать штрафы на водителей, которые ездили со скоростью, превышающую допустимую более чем на 10 км/ч, то теперь штрафовать будут тех, кто превысил ее более, чем на 21 км/ч. Правила будут действовать на всех дорогах НСО, в том числе и там, где можно ездить со скоростью 90 км/ч, максимально разрешенной в регионе на сегодня.
Алмазов: «Я нормально к этому отношусь. Где-нибудь на трассе разница между 10 и 20 км/ч — незначительна».
Жигулин: «С этим я не согласен. Например, если разрешенная скорость в 50 км/ч, то при наезде на пешехода погибают и получают тяжелые травмы около 30 % человек. При скорости 60 км/ч — уже 70 %, а разница всего на 10 км. Сейчас речь идет о разнице в 20 км. На скорости 60 км/ч автомобиль проходит за одну секунду почти 17 м. На скорости 80 км/ч — 25 м за секунду, а за 2 секунды — 50 м. Он на скорости 60 км/ч ничего не может сделать, а если превысит еще на 20 км/ч — вообще ничего не сможет сделать, тяжесть последствий аварий будет выше».
Увеличение минимального штрафа. С 1 сентября минимальный штраф вырастает со 100 до 500 руб.

Поделиться
Алмазов: «100 руб. — это не штраф, а посмешище. Больше документов уходит на оформление всех бумаг по этому штрафу и исполнение наказания».
Штрафы за «пьяную» езду. Прежде пьяный водитель мог только лишиться прав за езду в нетрезвом виде. Теперь за такое нарушение будут еще и штрафовать на 30 тыс. руб. Аналогичное наказание вводится для человека, который решил передать вождение пьяному.
Алмазов: «Я бы избрал другие виды наказания в отношении пьяных водителей: пожизненное лишение прав, конфискация автомобиля как орудия правонарушения или обязательные работы, а штраф — если человек богатый, то заплатить для него не считается серьезным наказанием. Это наказание направлено не на то, чтобы меньше пили, а на то, чтобы пополнить бюджет».
Жигулин: «Человек думает, что снял с себя ответственность, если сам пьяный, а другому пьяному передал руль, и думает, что если тот что-то натворит — то он будет виноват. Этот человек в силу своей безответственности не понимает, что ответственность на нем лежит. Это правильное наказание».
Наказания за повторные правонарушения. Вводятся ужесточенные наказания за повторные нарушения. Повторным считается аналогичное нарушение, которое человек совершил в срок, когда он привлечен к административной ответственности, и в течение года после. Самым жестоким стал штраф за повторную езду в пьяном виде и повторную передачу руля пьяному — 50 тыс. руб. Другой пример наказания за повторность — неисполнение сигналов регулировщика и светофора: за первое нарушение штраф 1 тыс. руб., за повторное штраф — 5 тыс. руб. либо лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев.
Сухоруков: «50 тыс. — это мало, за повторную езду в пьяном виде надо лишать пожизненно права вождения автомобиля. По поводу сигналов регулировщиков: проезжая по городу, я наблюдаю нередко абсолютно бескультурное владение жезлом, которое может быть воспринято неоднозначно, поэтому водитель может и не понять, что ему регулировщик показал, и поэтому нарушить. Нам бы хотелось, чтобы ручная культура регулирования повышалась».
Жигулин: «Наказание по светофорам должно быть более конкретным. Этот пункт нужно было бы разделить на две части: за второе штраф, а за третье — лишение. Ведь где-то водитель мог проехать на красный свет, например, чтобы избежать аварийной ситуации».
Езда без прав. Прежде штраф за езду без водительского удостоверения составлял 2,5 тыс. руб., с 1 сентября — от 5 тыс. до 15 тыс. руб. Кроме того, раньше человека, лишенного прав, могли наказать только административным арестом на срок до 15 суток, причем нередко таких нарушителей арестовывали на 1, 2 или 3 дня. Теперь же срок ареста составит до 15 суток, либо нарушитель штрафуется на 30 тыс. руб. или приговаривается к обязательным работам.
Жигулин: «Ездить умеют все, но управлять не умеют, автошколы хоть какие-то навыки дают, потом люди что-то в процессе вождения с годами с опытом какие-то навыки приобретают. А человека, который считает, что умеет ездить и так, штрафовать надо нещадно. В дальнейшем, если не было прав, не давать ему их еще лет пять, а если был лишен когда-то, а потом их бросил и стал ездить — лишить пожизненно».
Алмазов: «Я за то, чтобы нижний предел ареста был 10 суток, но максимальный срок нужно увеличить до 60 дней».
Причинение вреда здоровью. Ужесточено наказание за причинение вреда здоровью, в частности, за вред легкой тяжести штраф вырастает с 1–1,5 тыс. руб. до 2,5–5 тыс. руб. Кроме этого, водитель по-прежнему может лишиться прав на срок от 1 года до 1,5 лет.
Жигулин: «Я думаю, еще больше нужно увеличить. Любой удар автомобилем, даже если ничего не сломано, та боль, которую человек получил, — они у него остались навсегда. Любая боль оказывает впоследствии отрицательное действие».
Сухоруков: «По причинению вреда здоровью нужно не только штрафами решать, но еще и ответственностью того, кто нанес этот ущерб. Потому что если человек заплатит штраф и ему больше ничего не будет, то тому, кто пострадал, легче не станет. А страховая ответственность ограничена очень небольшой суммой. С моей точки зрения, если кто-то причинил вред здоровью человека, он должен серьезные последствия взять на себя, которые касаются не просто штрафа, но и приведения этого здоровья в порядок, а при инвалидности — содержание человека до конца его дней».
Непристегнутые дети. С 1 сентября за детей, которых перевозят без удерживающих устройств, вводится штраф в 3 тыс. руб.
Жигулин: «Ребенок — человек беспомощный, взрослый, если едет и видит аварийную ситуацию, то он где-нибудь сможет руками упереться, даже если они сломаются. А человек маленького роста ничего не сможет сделать — при ударе он полетит вперед, либо травмируется о сиденье, либо головой ударится о стекло. 3 тыс. штрафа недостаточно, я бы ввел 300 тыс. Это как надо не любить своего или чужого ребенка, чтобы не пристегивать его?».
Елена Громкова
Фото thinkstockphotos.com (1), автора (2)