14 апреля в поселке Пашино под колесами автобуса погибла 16-летняя кондуктор Екатерина Денисова — школьница решила подработать на маршруте № 1173. Когда ЛиАЗ отъехал от остановки, девушка попыталась перелезть из салона в кабину водителя, но упала на дорогу. Затормозить шофер не успел — Катя погибла мгновенно. Следствие возбудило уголовное дело, а эксперты в области перевозок говорят, что не могут победить кондукторов-прыгунов. Как десятиклассница попала головой под колеса и зачем вообще кондукторы выполняют смертельные номера на глазах у пассажиров, выяснял корреспондент НГС.НОВОСТИ.
Воскресным утром 14 апреля в поселке Пашино на окраине Новосибирска на глазах у немногочисленных пассажиров погибла кондуктор автобуса № 1173. «В 08:10 на ул. Магистральной из рейсового автобуса, следовавшего по маршруту № 1173 «Ул. Флотская – п. Гвардейский», выпала девушка. От полученных при падении травм она скончалась на месте», — сообщили в ГУ МВД РФ по Новосибирской области. Похороны девушки назначены на сегодня.
В полиции выяснили, что 16-летняя Екатерина Денисова работала на маршруте неофициально — она замещала жену водителя Анатолия Мамаева, которая работала с ним кондуктором. В то утро Ирина Мамаева не вышла на линию, оставшись дома с двумя детьми.
(по данным МУП «ЦУГАЭТ», фирма обслуживает 7 маршрутов, в том числе № 1173). В числе четырех официально трудоустроенных кондукторов, по ее словам, Денисовой никогда не было.
В автобусах марки ЛиАЗ, которые обслуживают в Новосибирске не меньше 10 городских маршрутов, кабина отделена от салона сплошной перегородкой — чтобы пассажиры не мешали водителю. Проникнуть в кабину можно только через правую (если смотреть снаружи автобуса) створку передней двери (через левую люди попадают на переднюю площадку салона). Открыть дверь можно либо с приборной панели в кабине водителя, либо нажатием аварийной кнопки, которая находится над входом. По предварительной версии, 16-летняя Катя воспользовалась этой кнопкой и попыталась на ходу перебраться в кабину. Однако не удержалась и упала головой под задние колеса ЛиАЗа.
В момент наезда на кондуктора, по данным ООО «Новотех-Авто», автобус набрал скорость около 7–10 км/ч, так как едва отъехал от остановки. Малую скорость «компенсировала» масса автомобиля — 18-тонная махина буквально расплющила череп несчастной. Водитель заявил, что не видел, как девушка пыталась перебраться к нему, — он только почувствовал, что наехал задним колесом на какое-то препятствие. В данный момент руководство предприятия решает вопрос об увольнении либо переводе на менее оплачиваемую должность Анатолия Мамаева и его жены Ирины.
«Возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 264 УК РФ — «нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека» (наказание — до 5 лет колонии с лишением прав на срок до 3 лет. — А.А.). Однако обвинение водителю автобуса еще не предъявлено — ведется проверка», — подчеркнули в Главном следственном управлении ГУ МВД РФ по НСО. Друзья девушки считают, что Катя могла сама решиться на опасный трюк:
«Наверное, [пошла] покурить (погибшая действительно курила. — А.А.), пообщаться — скучно же», — предполагает подруга Марина Малышева. По ее словам, Катя подрабатывала с прошлого лета, потому что «нужны были деньги».
«Планировала поступать куда-то дальше после школы. У нас училась в 10-м классе с сентября прошлого года. Специально пошла в вечернюю школу, чтобы днем подрабатывать», — описала подопечную директор вечерней школы № 27 Наталья Щинова.
Это уже второй в истории Новосибирска подобный случай. 24 июня прошлого года 25-летняя кондуктор Оксана Аршавская попала под колеса, попытавшись перейти в кабину водителя на ходу. Водителя признали невиновным — по версии следствия, Аршавская нарушила технику безопасности, самостоятельно открыв двери.
Подобные «фокусы», похоже, неистребимы: несмотря на уже второй трагический случай, кондукторы не собираются отказываться от опасных трюков. Так, один из билетеров маршрута № 1095 (работает также на ЛиАЗе) по имени Сергей признался: «Девочку жаль, конечно, но она сама не удержалась.
Я тоже так лажу, но всегда стучу напарнику в кабину, чтобы притормозил. Зачем мне к нему? Ну как, покурить-поговорить, пока обилечивать некого. И запас мелочи у него храню, чтобы карманы не оттягивала».
Перевозчики признают, что решить эту проблему кардинально не удается. Пока пытаются по старинке — штрафами и лишениями премий. «Но есть такие водители, что для них и 500 руб. не деньги», — с сожалением констатирует Игорь Маньков, заместитель директора по безопасности дорожного движения ИП Кобенко (обслуживает 4 городских маршрута).
О невозможности принять кардинальные меры говорит и президент некоммерческого партнерства «Транспортный союз Сибири» Валерий Новоселов: «Заблокировать передние двери нельзя по техническим причинам, с точки зрения пожарной безопасности», — рассуждает эксперт. По его словам, проблема имеет организационный характер: «Руководителю предприятия нужно провести внеочередные инструктажи и сделать на линии проверки, чтобы такого не допускать. Нужен жесткий контроль».
В областном управлении ГИБДД рассказали, что патрульные постовые стараются обращать внимание на открытые двери автобусов и наличие посторонних в кабине — правила дорожного движения запрещают и то, и другое. Пик подобных правонарушений, по их словам, приходится на лето, когда водителям становится слишком жарко.
Александр Агафонов
Фото thinkstockphotos.com