На новосибирских дорогах появятся 200 фальшивых камер видеонаблюдения. Именно такое количество нехитрых технических устройств, прозванных в народе «кукушками», должно быть установлено в регионе по областной долгосрочной программе повышения безопасности дорожного движения. Все они начнут работать уже в 2013 году. Областные чиновники готовы потратить на каждую фальш-камеру 100 тыс. руб. Для сравнения: московским налогоплательщикам каждая «кукушка» вместе с установкой обходится в 60 тыс. руб., в Татарстане — в 35 тыс. руб. Корреспондент НГС.НОВОСТИ выяснил, где установят фальшивые камеры, подающие сигналы на радар-детектор (или антирадар, как его ошибочно называют), и как жители Татарстана всего за месяц научились распознавать фальшивки.
В 2013 году правительство Новосибирской области планирует выделить 20 млн руб. на размещение фальшивых видеокамер. Об этом 24 декабря во время заседания областного правительства заявил министр транспорта и дорожного хозяйства НСО Николай Симонов.
Как следует из перечня мероприятий областной долгосрочной целевой программы, на дорожную безопасность до 2015 года будет потрачено 590 млн руб. Почти 3,5 % этой суммы — 20 млн руб. — будут потрачены на установку 200 камер видеонаблюдения, по 100 тыс. руб. за одну единицу. Все они будут списаны по строке «Приобретение для органов, осуществляющих контрольно-надзорные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, фальш-камер для установки в местах концентрации ДТП». Ответственность за мероприятие возложена на минтранс НСО и ГКУ НСО ТУАД. В результате чиновники хотят добиться снижения «количества ДТП на автодорогах регионального и межмуниципального значения».
Как пояснил на онлайн-конференции в пресс-центре НГС.НОВОСТИ начальник ТУАД Константин Громенко, фальш-камера — это некий прибор, который имитирует настоящую камеру, которая стоит свыше 850 тыс. руб.
Это не позволит водителям отличить их от реальных видеокамер даже при применении специальной техники и заставит соблюдать скоростной режим». «У участника движения создается впечатление о тотальном контроле за скоростным режимом на автодороге, что должно положительно сказаться на безопасности дорожного движения», — добавил Константин Громенко. Он также сказал, что, скорее всего, перед камерами будет стоять дорожный знак, предупреждающий о том, что на трассе ведется видеонаблюдение.
Опрошенные нами представители автомобильной общественности не усомнились в эффективности фальшивых камер. «Если камера будет фиксироваться антирадаром, то водители будут снижать скорость», — считает координатор новосибирского отделения «Ассоциации автомотоклубов России» Владимир Кириллов. Однако стоимость фальш-камер общественник посчитал завышенной. «Там начинка простейшая, — объясняет координатор новосибирского отделения Федерации автовладельцев России Алексей Сухоруков. — Элементная база стоит копейки, если заказывать ее в Китае». Для сравнения: по данным автопортала autosuper.ru, одна фальш-камера в Москве обходится налогоплательщикам в 60 тыс. руб. Деловая электронная газета Татарстана «Бизнес онлайн» сообщает, что на закупку 200 камер в октябре этого года республиканские власти выделили 7 млн руб. Еще 1,2 млн руб. стоит их годовое обслуживание.
«Эти камеры называют «кукушками», — рассказывает координатор ФАР Татарстана Рамиль Хайруллин. — Их слышно по антирадару: если со слухом проблем нет, медведь на ухо не наступал — они пищат по-другому. Первые 1–2 месяца эффект был, сейчас уже пропал, нужно что-то новое придумывать».
Столкнувшись с возмущением новосибирцев по поводу стоимости закупки фальш-камер, в правительстве Новосибирской области поспешили с заявлением. «Заложенные в программе максимальные лимиты в размере 20 млн не являются ценой государственного контракта на приобретение фальш-камер, — говорится в официальном сообщении ведомства. — Прописанная в программе стоимость одной единицы в 100 тыс. руб. — только технический расчет, требуемый по форме составления долгосрочных целевых программ». Глава ТУАД Константин Громенко уточнил, что окончательная стоимость госконтракта определится в ходе конкурса и одна камера обойдется налогоплательщикам в 40–50 тыс. руб.
По данным ТУАД, в Новосибирске фальшивые камеры устанавливать не будут. «Стоять они будут, скорее всего, только в области, — сказал Константин Громенко. — В южном направлении, на Кузнецкой трассе, М51, М53, Ордынская трасса.
Там, где места аварийности». «Как показывает практика, водители транспортных средств в большей мере соблюдают скоростной режим на трассах, оснащенных приборами видеофиксации», — добавили в правительстве НСО.
В областной ГИБДД утверждают, что 20 млн руб. — сумма, сопоставимая с годовыми затратами на покупку настоящих камер, их обслуживание и рассылку штрафов. «Фальш-камеры совершенно бесполезны в городах и райцентрах, где скорость передвижения невысока и много патрулей ГАИ, — считает старший инспектор по особым поручениям ГИБДД НСО Сергей Щекотин. — Польза от них может быть только на трассах, где есть возможность превысить скорость. Там их можно хоть через километр ставить».
Отказываться от камер полицейские не намерены: действующие фальш-камеры, например на Бердском шоссе, зарекомендовали себя как эффективный способ борьбы с превышениями скорости. По статистике ГИБДД, действующие реальные камеры, установленные в местах хронического превышения скорости и концентрации ДТП, ежедневно выявляют более 1000 нарушителей скоростного режима.
Кирилл Маковеев
Фото thinkstockphotos.com