ГИБДД сжалилась над жителями центральных улиц Новосибирска и стала отлавливать владельцев машин с «прямотоками». Однако и штраф для них законом предусмотрен смешной, да и контролировать автолюбителей, которые вносят незаконные изменения в конструкцию машин после нововведений в систему техосмотра, дорожная полиция почти не может. Нарушают дозволенную громкость, как правило, те, кто ставит на свои машины дешевую технику. Жалобы на них исчисляются сотнями. Но если с автомобильными «прямотоками» ГИБДД пытается бороться, то методов против ночных мотоциклистов у них нет.
Ловить автомобили, оборудованные прямоточными системами выхлопа или, проще говоря, «прямотоками», инспекторы ГИБДД 15 августа отправились в центр Новосибирска, на площадь Ленина. Именно тут чаще всего водятся эти рычащие на всю округу «звери». Их владельцы пугать страшными звуками предпочитают не бегущих в Новосибирскую область от пожаров медведей и лосей, а родных новосибирцев. Красоваться шумные автомобилисты любят на Красном проспекте. Здесь им и ставили «звуковые» капканы работники дорожной полиции.
Десяток — это мелочь, считает координатор Новосибирского отделения Федерации автовладельцев России (ФАР) Владимир Кириллов: «Счет жалобам идет на сотни. Причем жалуются люди не только на владельцев «прямотоков», но и на ГИБДД за то, что они не могут навести порядок».
Больше всего, считает линейный управляющий участка № 1 УК «Дост-Н» Елена Беспрозванных, страдают от шума пенсионеры, которые живут на Красном проспекте: «У них сон чуткий. Они жалуются, что в летнее время вообще жизни нет от громких машин и мотоциклов. Чуть спокойнее зимой, но и то — до первой оттепели. Жалобы идут несколько лет в администрации районные, а помочь никто не может, даже ГИБДД».
Справка: По ГОСТ Р 52231-2004, уровень шума не должен превышать для:
– автомобилей легковых категории M1 и грузопассажирских и грузовых категории N1 — 96 дБА;
– автобусов категории М2 и автомобилей грузовых категории N2 — 98 дБА;
– автобусов категории М3 и автомобилей грузовых категории N3 — 100 дБА.
100 дБА — это, по европейским нормам, допустимая громкость в наушниках плеера. Такой шум, например, издают раскаты грома.
Еще недавно у сотрудников ГИБДД не было «оружия», с которым они могли бы охотиться на «прямотоки». Сейчас сертифицированные приборы есть. В том же ГОСТе и в приложениях к нему сказано, что «площадка для испытаний должна иметь твердое покрытие. Расстояние от микрофона до шумоотражающих объектов должно быть не менее 3 м, наличие снежного покрова на площадке не допускается».
О том, что измерять уровень шума надо только в условиях специального бокса, — ни слова.
«Штатные» прямоточные системы на массовые автомобили производители не ставят. Исключение — специальные спортивные авто, но это «штучный» товар. Делаются они по заказу и стоят немалых денег. Все остальные ставят «прямоток» в тюнинг-ателье.
По информации автомагазина «Адреналин Лайн», фирменная прямоточная «бочка» стоит около 30 тыс. Вся система от хорошего производителя может доходить до 120 тыс. А вот китайские или тайваньские «глушаки» тянут только на 3–4 тыс., система обойдется тысяч в 18–20. Но, как выразился продавец магазина Виталий, ставить просто «банку» — это ни о чем.
Позвонив знакомому, у которого стоит дешевый «прямоток», я долго пытался понять, зачем на его «девятке» такая «банка». Ответ был лаконичен: машина моя, что хочу, то и вешаю, еду я мимо 2 секунды, потерпят, а если снимут номера — сниму «глушак», верну номера и поставлю «прямоток» назад. Звук ему нравится.
Координатор Новосибирской автомобильной федерации (НАФ) Анна Горохова, которая сама управляет Honda Civic, оборудованной таким агрегатом, пояснила, что прямоточная система позволяет высвободить имеющиеся энерговозможности автомобиля, а не добавить мощности, как ошибочно считают дилетанты. Но добиться этого можно, только если система изготовлена или специально подобрана к автомобилю и правильно настроена.
«На моей предыдущей машине стояла «фирменная» японская система. На такие устройства производители дают международный сертификат, в том числе он подтверждает безопасный уровень шума. Я проверяла. Все было в пределах допустимых норм. Нынешняя система специально изготовлена для моей машины в Новосибирске. Стоит она больше 60 тыс. руб. Если просто поставить на машину первый попавшийся «прямоток», то никаких плюсов, кроме шума, это не даст», — считает Анна Горохова. Она сделала предположение, что «левые» «прямотоки» на свои дешевые машины ставят мальчики, которым больше нечем удивить своих подруг.
Такого же мнения придерживается и Владимир Кириллов: «К дорогим, сертифицированным прямоточным системам претензии крайне редки. Они только «бубнят» и никому не мешают. Другое дело дешевые китайские или тайваньские «бочки». Вот они и шумят в городе».
Раньше у ГИБДД был реальный инструмент приструнить тех, у кого машина рычит сильнее, чем едет: такие машины не проходили техосмотр.
Однако, как выразился Владимир Кириллов, после аферы страховщиков с техосмотром, которую они провернули на федеральном уровне, у ГИБДД нет возможности регулярно отслеживать соответствие агрегатов автомобиля ГОСТам. Единственным инструментом контроля остались только регистрационные действия дорожной полиции при снятии и постановке машины на учет и такие рейды, как тот, что прошел 15 августа.
Но если водителей машин с «прямотоками» можно проверить и при необходимости призвать к ответу, то с шумными мотоциклистами сделать ничего нельзя. Их двухколесные игрушки государством разрешены. Уровень шума — следствие конструкции двигателя и выхлопной системы, и тут ничего не исправить. Мотоциклистов, считает Владимир Кириллов, можно только изолировать от горожан, например, запретив ездить по центральным улицам в ночное время. Но зачем тогда нужен мотоцикл. Ведь и громкая машина, и ревущий «байк» в России нужны не для того, чтобы доехать из точки «А» в точку «Б», а для того, чтобы все слышали: «Здесь ехал Вася».
Сергей Стюард
Фото thinkstockphotos.com