
Поделиться
Мэрия решила всерьез взяться за безбилетников. Вице-мэр Андрей Ксензов попросил областных депутатов принять специальный закон, который позволит городским властям штрафовать «зайцев». Новые правила охоты на «зайцев» можно ждать уже летом. Сумма штрафа увеличится в пять раз, а на борьбу с нечистыми на руку кондукторами будут призваны видеокамеры и турникеты в автобусах и троллейбусах.
Превратить сезонную охоту на «зайцев» в постоянную борьбу с безбилетным проездом в феврале 2012 года решил первый заместитель мэра Новосибирска Андрей Ксензов. Как рассказал председатель комитета по государственной политике комитета Законодательного собрания региона Юрий Шпаков, первый вице-мэр направил депутатам письмо, в котором попросил наделить должностных лиц мэрии правом составлять административные протоколы на безбилетных пассажиров. По действующему законодательству, это прерогатива областных властей.
Начальник ПАТП №4 Геннадий Палков ситуацию описал так: «В городском управлении пассажирских перевозок контрольно-ревизорная служба есть, но у сотрудников нет права составлять административные протоколы. В результате, даже если они поймали «зайца», то могут лишь уговорами заставить заплатить. Один заплатит, трое пошлют подальше. И размер штрафа маленький.
Если вспомнить СССР, то там штраф превышал стоимость проезда в 20 раз».
В комитете Заксобрания инициативу поддержали. 26 апреля депутаты рассмотрят закон в первом чтении. В мае будет второе чтение, затем закон подпишет губернатор. После этого у главы муниципалитета появиться право дать своим «охотникам» расставлять капканы на «зайцев».
Ожидать повышения штрафов можно к осени. «Сделать штраф как в Москве, 1000 руб., мы, конечно, не сможем. Но 500, я думаю, — вполне адекватная цифра», — считает председатель Транспортного союза Сибири, депутат Валерий Ильенко. Разговоры о высоких штрафах при маленьких доходах населения Валерий Ильенко считает несостоятельными. Не та сумма 13 руб., о которой стоило бы переживать.
Троллейбусный кондуктор с трехлетним стажем Валентина Сергеевна в красках описала портреты типичных «зайцев». Первый — безбилетник в час пик. Эти люди проезжают 2-3 остановки. На предложение оплатить проезд или долго роются в карманах, делая вид, что забыли кошелек, или говорят, что уже заплатили, и судорожно ищут билет, или просто молчат, не реагируя на кондуктора.
Второй тип — веселые молодые компании. Едут тоже недолго. Отшучиваются от кондуктора, но на конфликт не идут — кондуктор или водитель могут вызвать полицию.
Такие случаи, по рассказам Валентины Сергеевны, часто происходят после футбольных и хоккейных матчей и массовых гуляний.
«Есть еще те, кто устраивают шумные «разборки» и выглядят как сумасшедшие. Стоит их попросить заплатить, как они начинают ругаться, кричат что-то про страну, которую разворовали олигархи, и низкие зарплаты и обвиняют нас во всех смертных грехах», — поведала кондуктор.
Свою знакомую Ксению К. в хамстве и скупости я заподозрить не мог, но оказалось, что она частенько экономит на проезде. «От метро до дома мне надо проехать 3 остановки. Я всегда даю всю сумму, но частенько кондукторы спрашивают — «билет нужен?» — и если я отмахиваюсь, то они с меня берут 10 руб. Я всегда оцениваю кондуктора. Если человек вежливый, не хамит, то могу и дать ему «заработать». А на контролеров я ни разу не натыкалась», — объяснила Ксения К.
Такая ситуация типична не только для муниципального, но и для частного транспорта, считает Валерий Ильенко: «У частников та же беда, ну, может быть, чуть меньше в тех случаях, когда за рулем автобуса сидит сам хозяин. Для решения проблемы мы и устанавливаем видеонаблюдение в салонах. Не отказались ни частные, ни муниципальные перевозчики от идеи установки турникетов. Система сейчас проходит «обкатку». Все это — и закон, и технические средства — совокупность мер, которые позволят поставить серьезный заслон и зайцам и нечистым на руку кондукторам».
Крупнейший муниципальный перевозчик «Горэлектротраспорт» в вакансиях, размещенных на сайте НГС, предлагает кондукторам зарплату от 8 тыс. до 15 тыс. руб.
Перевозчики называют взимание платы за проезд мимо кассы «черной» дотационной схемой, похожей на замкнутый круг. Не дошедшие до кассы деньги уходят в карманы кондукторов и водителей, в результате перевозчик не может поднять им зарплату. К тому же, как считает председатель транспортного союза Сибири Валерий Ильенко, недобор денег — одна из причин, по которой транспортники постоянно просят повысить тарифы.
«За сбор денег в карман на первый раз у нас выговор и лишение премии, второй раз — увольнение. Если поймаем с чужими билетами кондуктора, увольняем сразу.
Но, на мой взгляд, эта деятельность не носит массового характера. У нас в компании жалоб на кондукторов не было давно», — рассказал директор ПАТП № 4 Геннадий Палков.
В ответ на обвинения несколько кондукторов на условиях анонимности рассказали, что «берут немного». Средняя величина левого дохода в день составляет 150–200 руб. «На обед себе и водителю», — как пояснила одна из кондукторов. «Безбилетные» схемы чаще всего практикуются в вечернее время, когда контролеры управления пассажирских перевозок уже отдыхают. Сколько потребуется контролеров, чтобы навести порядок на всех маршрутах, и какая потребуется зарплата для них, станет ясно, когда региональные депутаты примут закон.
Сергей Стюард
Фото Стаса Соколова