NGS
Погода

Сейчас+2°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+2°

облачно, без осадков

ощущается как -2

3 м/c,

зап.

759мм 56%
Подробнее
4 Пробки
USD 92,51
EUR 98,91
Реклама
Дороги и транспорт «Самый культурный водитель — дальнобойщик»

«Самый культурный водитель — дальнобойщик»

Вячеслав Трунаев выступил в защиту водителей-профессионалов от грабителей и плохих дорог

В Новосибирской области дальнобойщику угрожают хулиганы, вымогающие деньги, а в Кемеровской — налетчики с «кошками»

Новосибирск назван одним из самых криминально опасных для водителей-транзитников городов наряду с Челябинском и Магнитогорском. Об этом на заседании совета по транспорту заявил президент некоммерческого партнерства «Объединение перевозчиков Сибири» Вячеслав Трунаев. НГС.НОВОСТИ встретились с господином Трунаевым, чтобы узнать, кто ночью подкарауливает дальнобойщиков с угрозами и как живется водителям, большую часть жизни проводящим в кабине своего грузовика.

Справка: Некоммерческое партнерство «Объединение перевозчиков Сибири» охватывает около 40 транспортных предприятий, занимающихся грузоперевозками. Общий парк — около 600 магистральных тягачей. (npops.ru)

Почему Новосибирск опасен для дальнобойщиков?

Проблема не только в криминале. Тема, которую я поднял на координационном совете, связана с запретом для грузовых машин на въезд в город в зимний период в дневное время. Как граждане города и страны, мы поддерживаем этот запрет. Крупногабаритный транспорт усугубляет и без того сложную ситуацию на дорогах в городе. Но как перевозчики мы после его введения получили массу проблем. Для водителя это оказывается форс-мажорной ситуацией, срываются графики доставки.

Оно может появиться где угодно — везде, где есть возможность остаться незамеченными и подойти ночью к одинокому грузовику с иногородными номерами. Водитель не вооружен, да и вообще не обязан рисковать жизнью, защищая машину, его работа — доставить груз в срок. Я знаю пример, когда транзитник, отказавшийся платить, попал в больницу, а его машину разгромили: изрубили кабину, побили фары.

Это организованная преступность? Насколько часты подобные случаи?

Нельзя сказать, что это серьезные группировки. Это хулиганы, которые могут, получив отпор, отступить, а могут и ввязаться в драку или испортить машину. Требуют обычно от пятисот рублей до нескольких тысяч. Я не могу называть статистику по количеству случаев, потому что она не ведется, я просто знаю, что это периодически происходит. Официальной статистики нет, потому что иногородные водители, которые должны уехать в тот же день, просто не обращаются в милицию.

Комментарий дальнобойщика Сергея Воропаева: «Вообще, сейчас, конечно, утихло все по сравнению с 90-ми и началом 2000-х. Если кто и есть, то не настоящие бандиты, а наркоманы, беспредельщики, которым нужно на дозу. Я лично практически не сталкиваюсь с криминалом. Ни баллончика, ни биты с собой не вожу — надо языком уметь решать проблемы, а не доводить до рукоприкладства, чтобы потом еще и оказаться виноватым».

Благодаря дальнобойщикам, проводящим в пути большую часть жизни, в Новосибирск попадает значительная часть еды, лекарств, техники и прочего

Вячеслав Станиславович, как вы предлагаете решить проблему?

Во-первых, если смотреть на проблему широко, такому крупному транспортному узлу, как Новосибирск, необходима большая оборудованная охраняемая стоянка для грузового транспорта. Место, где водитель в ожидании доступа в город может оставить транспорт, отдохнуть, помыться, покушать.

Сейчас на подъездах к городу грузовой транспорт выстраивается просто на проезжей части, потому что если зимой многотонная фура съедет на обочину, она застрянет или опрокинется.

Все остальные участники движения вынуждены объезжать эту колонну фур и рискуют сбить водителей, которые выходят на дорогу. А сами водители ждут весь день, не имея возможности поесть, умыться, — потому что не имеют права оставить машину. Во-вторых, нужна предупредительная информация о том, что днем город закрыт для грузового транспорта задолго до въезда в город — на стоянках, АЗС, по рации, чтобы водитель своевременно заправился. Рефрижераторы тоже работают на дизельном топливе, и если водитель рассчитывал дотянуть до города и там заправиться, а в город его не пустили, — установка заглохнет, груз испортится.

А как можно обеспечить безопасность водителей ночью?

Здесь невозможно обойтись без тесного контакта с ГИБДД. Мы обсуждали с Сергеем Викторовичем Штельмахом обеспечение рациями на единой волне не только для водителей, но и для служб быстрого реагирования. Задача — чтобы человек мог оперативно подать сигнал о помощи, на который откликнется любая патрульная машина и быстро наведет порядок. Потому что, я повторяю, у нас нет серьезных группировок, которые охотились бы на водителей, речь идет о хулиганье.

Случаи угона машин или похищения грузов бывают? Застрахованы ли обычно грузы?

Угоны в Новосибирске не случались. Водитель вообще живет в машине весь рейс, покидая ее только на стоянке или АЗС. Что касается грузов, то в Кемеровской области на подъезде к Ленинску-Кузнецкому есть участки, где местные «умельцы» нападают на машины практически как индейцы: залезают на трубы над дорогой, прыгают с них на проезжающую внизу фуру, вскрывают тент и выбрасывают товары на дорогу. Или бросают на дверь полуприцепа «кошку», вырывают дверь и вытаскивают грузы. Такие участки водители стараются проходить не поодиночке, а выстраиваясь в караван из нескольких машин. Стоимость груза одной машины в среднем — около 2 миллионов рублей. Грузы обычно застрахованы. Но если вина перевозчика за их утерю доказана, он полностью несет ответственность.

Вячеслав Трунаев считает, что дальнобойщикам нужны охраняемое пристанище на въезде в город и быстрая радиосвязь с милицией и ГИБДД

Кто в основном работает дальнобойщиками?

Средний возраст сейчас — далеко за сорок. В большинстве своем это люди, которые пришли в профессию еще в советское время. Для молодых людей романтика образа дальнобойщика теряет актуальность, и они в нашу отрасль идут неохотно. Это трудная работа, в том числе и из-за психологической стороны: несколько суток находиться в кабине грузовика одному. Плюс ответственность за груз, необходимость уметь разбираться с документами.

Я точно скажу, что сегодня на дороге самый культурный водитель — это дальнобойщик. Кто ездит по междугородным трассам, сам это знает: дальнобойщик всегда предупредит сигналом о том, что его можно обогнать, или о том, что впереди едет «встречка».

Культура идет от того, что правила безопасности он постоянно испытывает на своей шкуре, знает, что значат на дороге доли секунды. Сейчас говорят о том, что с повышением объемов перевозок участились ДТП с участием грузовых машин, но их виновником обычно является не дальнобойщик, а другой водитель, выруливший под колеса.

Комментарий дальнобойщика Сергея Воропаева: «Вроде не скучно, в кабине музыка всегда играет, общаемся между собой по рации. Практически у всех водителей сейчас телевизоры — вечером встал на стоянку и смотришь. Кафушек, стоянок сейчас по трассе много, уже нормальная у нас в этом смысле сфера услуг. Знаете, какой главный у дальнобойщиков плюс? Люди за круизы деньги платят, а мы сами получаем. Я столько раз на юга ездил, и в Москве, когда есть время, всегда переодеваюсь и иду на Красную площадь, а недавно целый день специально осматривал Волгоград: посмотрел Мамаев курган, «Родину-мать» видел».

Сколько зарабатывают дальнобойщики? Сколько времени проводят вне дома?

Зарабатывают порядка 40–50 тысяч в месяц. А по времени — например, рейс в Москву занимает пять суток туда и пять суток обратно. Пару дней отдохнул дома — и снова в рейс. Тот, кто уходит на длинные «плечи», проводит в месяц дома около пяти дней. Причем большинство водителей — люди семейные. Это, кстати, одна из причин, почему не идет молодежь. Молодого человека, бывает, и прельщает романтика, и заработок нормальный, но вторая половинка ставит условие: или я, или такая работа.

Что обычно везет грузовой транспорт в Новосибирск?

Всё! Продукты питания, фармакологию, бытовую технику, оборудование… На плечах автоперевозчиков — от 60 до 80 % всех перевозимых грузов. С востока везут фрукты, из Красноярского края — пиломатериалы. Отсюда на запад — в основном сырье, а по региону отсюда развозятся товары крупных компаний, — например, «Балтики», «Чистой воды», Coca-Cola, «Эльдорадо» и так далее.

На каких машинах в основном перевозят грузы?

В нашем объединении в основном «европейцы»: Scania, MAN, Mercedes, Iveco, реже Volvo. И американские машины Freightliner.

Как сказывается на грузоперевозчиках повышение цен на дизельное топливо?

При переходе с летнего на зимний мы получили скачок около 47 % за полтора месяца. Писали во все инстанции. Надо признать, что в феврале ситуация частично решилась: взвинтили на 8 рублей, потом на 4 рубля опустили. Поскольку топливо — основная составляющая стоимости перевозки, это, конечно, сказывается существенно. Причем больше влияет не сам рост цен, а его непрогнозируемость: договоры уже заключены, и кто-то после резкого повышения входит в положение и готов пересмотреть договор, а кто-то требует его исполнения, что для нас означало бы везти бесплатно.

Правда ли, что дальнобойщики со всей страны считают, что в НСО хорошие дороги?

Дороги у нас не хуже, чем в других регионах. И надо признать, что они заметно улучшились, но нельзя и сказать, что они идеальны. Например, трасса из Новосибирска в сторону Омска очень узкая, обочины не подготовлены. Тут вспоминается другое: мы недавно совместно с управлением ГИБДД проводили встречу с водителями-транзитниками на автостоянке «У Шмаковых». И транзитники единодушно заявили: у вас в области работники ГИБДД с человеческим лицом, в других местах они бывают хуже бандитов.

Елена Полякова

Фото Алексея Пивоварова, rusrep.ru (1), autoreview.ru (2), автора (3)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления