Новосибирск назван одним из самых криминально опасных для водителей-транзитников городов наряду с Челябинском и Магнитогорском. Об этом на заседании совета по транспорту заявил президент некоммерческого партнерства «Объединение перевозчиков Сибири» Вячеслав Трунаев. НГС.НОВОСТИ встретились с господином Трунаевым, чтобы узнать, кто ночью подкарауливает дальнобойщиков с угрозами и как живется водителям, большую часть жизни проводящим в кабине своего грузовика.
Справка: Некоммерческое партнерство «Объединение перевозчиков Сибири» охватывает около 40 транспортных предприятий, занимающихся грузоперевозками. Общий парк — около 600 магистральных тягачей. (npops.ru)
Почему Новосибирск опасен для дальнобойщиков?
Проблема не только в криминале. Тема, которую я поднял на координационном совете, связана с запретом для грузовых машин на въезд в город в зимний период в дневное время. Как граждане города и страны, мы поддерживаем этот запрет. Крупногабаритный транспорт усугубляет и без того сложную ситуацию на дорогах в городе. Но как перевозчики мы после его введения получили массу проблем. Для водителя это оказывается форс-мажорной ситуацией, срываются графики доставки.
Оно может появиться где угодно — везде, где есть возможность остаться незамеченными и подойти ночью к одинокому грузовику с иногородными номерами. Водитель не вооружен, да и вообще не обязан рисковать жизнью, защищая машину, его работа — доставить груз в срок. Я знаю пример, когда транзитник, отказавшийся платить, попал в больницу, а его машину разгромили: изрубили кабину, побили фары.
Это организованная преступность? Насколько часты подобные случаи?
Нельзя сказать, что это серьезные группировки. Это хулиганы, которые могут, получив отпор, отступить, а могут и ввязаться в драку или испортить машину. Требуют обычно от пятисот рублей до нескольких тысяч. Я не могу называть статистику по количеству случаев, потому что она не ведется, я просто знаю, что это периодически происходит. Официальной статистики нет, потому что иногородные водители, которые должны уехать в тот же день, просто не обращаются в милицию.
Комментарий дальнобойщика Сергея Воропаева: «Вообще, сейчас, конечно, утихло все по сравнению с 90-ми и началом 2000-х. Если кто и есть, то не настоящие бандиты, а наркоманы, беспредельщики, которым нужно на дозу. Я лично практически не сталкиваюсь с криминалом. Ни баллончика, ни биты с собой не вожу — надо языком уметь решать проблемы, а не доводить до рукоприкладства, чтобы потом еще и оказаться виноватым».
Вячеслав Станиславович, как вы предлагаете решить проблему?
Во-первых, если смотреть на проблему широко, такому крупному транспортному узлу, как Новосибирск, необходима большая оборудованная охраняемая стоянка для грузового транспорта. Место, где водитель в ожидании доступа в город может оставить транспорт, отдохнуть, помыться, покушать.
Сейчас на подъездах к городу грузовой транспорт выстраивается просто на проезжей части, потому что если зимой многотонная фура съедет на обочину, она застрянет или опрокинется.
Все остальные участники движения вынуждены объезжать эту колонну фур и рискуют сбить водителей, которые выходят на дорогу. А сами водители ждут весь день, не имея возможности поесть, умыться, — потому что не имеют права оставить машину. Во-вторых, нужна предупредительная информация о том, что днем город закрыт для грузового транспорта задолго до въезда в город — на стоянках, АЗС, по рации, чтобы водитель своевременно заправился. Рефрижераторы тоже работают на дизельном топливе, и если водитель рассчитывал дотянуть до города и там заправиться, а в город его не пустили, — установка заглохнет, груз испортится.
А как можно обеспечить безопасность водителей ночью?
Здесь невозможно обойтись без тесного контакта с ГИБДД. Мы обсуждали с Сергеем Викторовичем Штельмахом обеспечение рациями на единой волне не только для водителей, но и для служб быстрого реагирования. Задача — чтобы человек мог оперативно подать сигнал о помощи, на который откликнется любая патрульная машина и быстро наведет порядок. Потому что, я повторяю, у нас нет серьезных группировок, которые охотились бы на водителей, речь идет о хулиганье.
Случаи угона машин или похищения грузов бывают? Застрахованы ли обычно грузы?
Угоны в Новосибирске не случались. Водитель вообще живет в машине весь рейс, покидая ее только на стоянке или АЗС. Что касается грузов, то в Кемеровской области на подъезде к Ленинску-Кузнецкому есть участки, где местные «умельцы» нападают на машины практически как индейцы: залезают на трубы над дорогой, прыгают с них на проезжающую внизу фуру, вскрывают тент и выбрасывают товары на дорогу. Или бросают на дверь полуприцепа «кошку», вырывают дверь и вытаскивают грузы. Такие участки водители стараются проходить не поодиночке, а выстраиваясь в караван из нескольких машин. Стоимость груза одной машины в среднем — около 2 миллионов рублей. Грузы обычно застрахованы. Но если вина перевозчика за их утерю доказана, он полностью несет ответственность.
Кто в основном работает дальнобойщиками?
Средний возраст сейчас — далеко за сорок. В большинстве своем это люди, которые пришли в профессию еще в советское время. Для молодых людей романтика образа дальнобойщика теряет актуальность, и они в нашу отрасль идут неохотно. Это трудная работа, в том числе и из-за психологической стороны: несколько суток находиться в кабине грузовика одному. Плюс ответственность за груз, необходимость уметь разбираться с документами.
Я точно скажу, что сегодня на дороге самый культурный водитель — это дальнобойщик. Кто ездит по междугородным трассам, сам это знает: дальнобойщик всегда предупредит сигналом о том, что его можно обогнать, или о том, что впереди едет «встречка».
Культура идет от того, что правила безопасности он постоянно испытывает на своей шкуре, знает, что значат на дороге доли секунды. Сейчас говорят о том, что с повышением объемов перевозок участились ДТП с участием грузовых машин, но их виновником обычно является не дальнобойщик, а другой водитель, выруливший под колеса.
Комментарий дальнобойщика Сергея Воропаева: «Вроде не скучно, в кабине музыка всегда играет, общаемся между собой по рации. Практически у всех водителей сейчас телевизоры — вечером встал на стоянку и смотришь. Кафушек, стоянок сейчас по трассе много, уже нормальная у нас в этом смысле сфера услуг. Знаете, какой главный у дальнобойщиков плюс? Люди за круизы деньги платят, а мы сами получаем. Я столько раз на юга ездил, и в Москве, когда есть время, всегда переодеваюсь и иду на Красную площадь, а недавно целый день специально осматривал Волгоград: посмотрел Мамаев курган, «Родину-мать» видел».
Сколько зарабатывают дальнобойщики? Сколько времени проводят вне дома?
Зарабатывают порядка 40–50 тысяч в месяц. А по времени — например, рейс в Москву занимает пять суток туда и пять суток обратно. Пару дней отдохнул дома — и снова в рейс. Тот, кто уходит на длинные «плечи», проводит в месяц дома около пяти дней. Причем большинство водителей — люди семейные. Это, кстати, одна из причин, почему не идет молодежь. Молодого человека, бывает, и прельщает романтика, и заработок нормальный, но вторая половинка ставит условие: или я, или такая работа.
Что обычно везет грузовой транспорт в Новосибирск?
Всё! Продукты питания, фармакологию, бытовую технику, оборудование… На плечах автоперевозчиков — от 60 до 80 % всех перевозимых грузов. С востока везут фрукты, из Красноярского края — пиломатериалы. Отсюда на запад — в основном сырье, а по региону отсюда развозятся товары крупных компаний, — например, «Балтики», «Чистой воды», Coca-Cola, «Эльдорадо» и так далее.
На каких машинах в основном перевозят грузы?
В нашем объединении в основном «европейцы»: Scania, MAN, Mercedes, Iveco, реже Volvo. И американские машины Freightliner.
Как сказывается на грузоперевозчиках повышение цен на дизельное топливо?
При переходе с летнего на зимний мы получили скачок около 47 % за полтора месяца. Писали во все инстанции. Надо признать, что в феврале ситуация частично решилась: взвинтили на 8 рублей, потом на 4 рубля опустили. Поскольку топливо — основная составляющая стоимости перевозки, это, конечно, сказывается существенно. Причем больше влияет не сам рост цен, а его непрогнозируемость: договоры уже заключены, и кто-то после резкого повышения входит в положение и готов пересмотреть договор, а кто-то требует его исполнения, что для нас означало бы везти бесплатно.
Правда ли, что дальнобойщики со всей страны считают, что в НСО хорошие дороги?
Дороги у нас не хуже, чем в других регионах. И надо признать, что они заметно улучшились, но нельзя и сказать, что они идеальны. Например, трасса из Новосибирска в сторону Омска очень узкая, обочины не подготовлены. Тут вспоминается другое: мы недавно совместно с управлением ГИБДД проводили встречу с водителями-транзитниками на автостоянке «У Шмаковых». И транзитники единодушно заявили: у вас в области работники ГИБДД с человеческим лицом, в других местах они бывают хуже бандитов.
Елена Полякова
Фото Алексея Пивоварова, rusrep.ru (1), autoreview.ru (2), автора (3)