NGS
Погода

Сейчас+7°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+7°

пасмурно, без осадков

ощущается как +2

4 м/c,

с-в.

759мм 40%
Подробнее
2 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Реклама
Дороги и транспорт Проездной пожизненно

Проездной пожизненно

Новосибирцы отстаивают право ездить на городском транспорте за чужой счет

Пенсионеры ездят 30 раз в месяц по 5 рублей за поездку, а дальше на правах обычных пассажиров

Новосибирские пенсионеры отстаивают свое право пользоваться безлимитным льготным проездом на городском транспорте. Результатом очередного пикета у входа в здание обладминистрации 21 января стало кратковременное перекрытие Красного проспекта и встреча группы пикетчиков с Василием Юрченко. Именно новый губернатор с его решением ограничить число льготных поездок стал мишенью едких плакатов обиженных пенсионеров, уже не в первый раз вышедших на улицу. Корреспондент НГС.НОВОСТИ узнал, что стороны конфликта находятся в патовой ситуации: льготники не хотят прекращать пикеты, а областной бюджет не имеет средств, чтобы оплачивать им безлимитный проезд.

Справка: На 1 июля 2010 года на учете в отделении Пенсионного фонда РФ по Новосибирской области состояло 730,1 тысяч пенсионеров. На 1000 человек населения приходилось 275 пенсионеров (27,5 %). Средний размер назначенных пенсий на 1 июля 2010 года составил 7473 рубля в месяц. 30 % пенсионеров работают. (По данным Новосибирскстата)

Свободу льготного перемещения пенсионерам ограничили в рамках реформы тарифов на городском транспорте. Утвердив в декабре 2010 года стоимость проезда во всех автобусах 14 рублей, областное правительство пообещало компенсировать перевозчикам полную стоимость проезда льготника (а не 8 рублей, как было раньше), но только из расчета 30 поездок в месяц. «В 2011 году, как и в 2010, мы направим на эти цели 385 миллионов рублей», — заявил в середине декабря губернатор Василий Юрченко. Предыдущее массированное наступление на свои права пенсионеры переживали в период монетизации льгот в начале 2005 года, когда пенсионное удостоверение перестало быть проездным и льготники начали приобретать социальные проездные билеты.

Мэр Новосибирска Владимир Городецкий так объяснил в конце 2010 года логику областных властей: «Среднее количество поездок за месяц — 43. Если брать всех льготников, то 41 % в течение года уложились в 30 поездок в месяц. 4–6 % сделали от 100 до 200 поездок в месяц. Процентов 25–30, которые делают от 30 до 50 поездок в месяц, — это работающие пенсионеры, но они и доходы, наверное, еще получают кроме пенсии. Вот из таких соображений вводится регулирование». Значительная часть льготников и в 2011 году продолжила пользоваться своим правом безлимитного проезда. Это участники Великой Отечественной, дети из многодетных семей, дети-сироты, дети-инвалиды и так далее. В областном минтрансе насчитали 250 тысяч таких льготников.

В конце декабря пресс-служба правительства НСО заявила, что на январь активировано 30 % (70 тысяч) транспортных социальных карт.

Лидеры пенсионеров говорят, что не отступятся и будут продолжать выводить льготников на улицу

Свой первый пикет против отмены безлимитных льготных поездок пенсионеры провели 22 декабря у мэрии, а после пошли на штурм здания. Несколько наиболее активных пенсионеров провели ночь в отделении милиции Центрального района. Последний пикет льготников состоялся 21 января. Один из его организаторов, член Комитета солидарных действий Олег Мазепо заверил корреспондента НГС.НОВОСТИ, что отступать пенсионеры не намерены: «Постановление губернатора ущемляет права людей пенсионного возраста на свободное передвижение по городу. Я думаю, общество это понимает». Господин Мазепо знает, что в других регионах России (Омская область, Красноярский край) число льготных поездок пенсионеров тоже сократили до 30–36 в месяц. Активист парирует информацией из Алтайского края, где старики по-прежнему ездят сколько хотят.

Как сообщает пресс-служба губернатора и правительства НСО, во время встречи с пенсионерами 21 января Василий Юрченко объяснил активистам, что решение ограничить поездки льготникам «единственное, которое может быть принято в сегодняшних бюджетных реалиях». Губернатор подчеркнул, что если доход бюджета вырастет, то правительство вернется к рассмотрению этого вопроса.

У пенсионеров нашелся союзник в лице прокурора Новосибирской области Евгения Овчинникова, который 30 декабря оспорил ограничение числа поездок для льготников и особенно для категорий, которым право безлимитного проезда дано федеральным законом (Герои Советского Союза и России, например). 12 января стало известно, что губернатор отклонил протест прокурора и прокурор обратился в Новосибирский областной суд с требованием отменить ограничение.

Заместитель директора направления «Городское хозяйство» фонда «Институт экономики города» (Москва) Владилен Прокофьев видит в транспортных льготах признаки социальной несправедливости: «У нас есть льготники, которые вообще не пользуются транспортом. Допустим, человек без ног. А другой человек, который имеет льготу, может ездить очень часто. Одному государство дает 1600 рублей, а другому — 0. С точки зрения социальной справедливости было бы правильно выделять людям деньги на поездки, а вот ездят они или нет — это их право выбирать».

По мнению господина Прокофьева, новосибирские власти не довели монетизацию льгот в 2005 году до конца и превратили ее в болезненный и многолетний процесс.

Доктор исторических наук, профессор НГУ Сергей Красильников говорит, что первые льготники появились в СССР сразу после революции. Это были старые большевики, красногвардейцы и красные партизаны. Они имели льготы по налогам и льготы на получение образования их детьми. Во второй половине 30-х годов их начали лишать льгот, что вызвало серьезное недовольство: «Тогда власть сманеврировала и в другой форме им эти льготы вернула». Губернатор Василий Юрченко тоже объявил 25 января о том, что жители Новосибирской области, потерявшие родителей в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, будут получать ежемесячную денежную выплату в размере 300 руб.

В эпоху «застоя» льготы для отдельных групп населения в СССР подменила система спецраспределения товаров. Нынешние пенсионеры воспитаны на льготах, которые выделяют заслуженных людей из общей массы. Говоря о сегодняшних пикетах, историк Красильников отмечает: «Здесь присутствует социальный протест и реакция на то, что считается несправедливым, даже если есть разумные аргументы».

Константин Пономарев

Фото автора (1), Елены Громковой (2)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления