Новосибирские пенсионеры отстаивают свое право пользоваться безлимитным льготным проездом на городском транспорте. Результатом очередного пикета у входа в здание обладминистрации 21 января стало кратковременное перекрытие Красного проспекта и встреча группы пикетчиков с Василием Юрченко. Именно новый губернатор с его решением ограничить число льготных поездок стал мишенью едких плакатов обиженных пенсионеров, уже не в первый раз вышедших на улицу. Корреспондент НГС.НОВОСТИ узнал, что стороны конфликта находятся в патовой ситуации: льготники не хотят прекращать пикеты, а областной бюджет не имеет средств, чтобы оплачивать им безлимитный проезд.
Справка: На 1 июля 2010 года на учете в отделении Пенсионного фонда РФ по Новосибирской области состояло 730,1 тысяч пенсионеров. На 1000 человек населения приходилось 275 пенсионеров (27,5 %). Средний размер назначенных пенсий на 1 июля 2010 года составил 7473 рубля в месяц. 30 % пенсионеров работают. (По данным Новосибирскстата)
Свободу льготного перемещения пенсионерам ограничили в рамках реформы тарифов на городском транспорте. Утвердив в декабре 2010 года стоимость проезда во всех автобусах 14 рублей, областное правительство пообещало компенсировать перевозчикам полную стоимость проезда льготника (а не 8 рублей, как было раньше), но только из расчета 30 поездок в месяц. «В 2011 году, как и в 2010, мы направим на эти цели 385 миллионов рублей», — заявил в середине декабря губернатор Василий Юрченко. Предыдущее массированное наступление на свои права пенсионеры переживали в период монетизации льгот в начале 2005 года, когда пенсионное удостоверение перестало быть проездным и льготники начали приобретать социальные проездные билеты.
Мэр Новосибирска Владимир Городецкий так объяснил в конце 2010 года логику областных властей: «Среднее количество поездок за месяц — 43. Если брать всех льготников, то 41 % в течение года уложились в 30 поездок в месяц. 4–6 % сделали от 100 до 200 поездок в месяц. Процентов 25–30, которые делают от 30 до 50 поездок в месяц, — это работающие пенсионеры, но они и доходы, наверное, еще получают кроме пенсии. Вот из таких соображений вводится регулирование». Значительная часть льготников и в 2011 году продолжила пользоваться своим правом безлимитного проезда. Это участники Великой Отечественной, дети из многодетных семей, дети-сироты, дети-инвалиды и так далее. В областном минтрансе насчитали 250 тысяч таких льготников.
В конце декабря пресс-служба правительства НСО заявила, что на январь активировано 30 % (70 тысяч) транспортных социальных карт.
Свой первый пикет против отмены безлимитных льготных поездок пенсионеры провели 22 декабря у мэрии, а после пошли на штурм здания. Несколько наиболее активных пенсионеров провели ночь в отделении милиции Центрального района. Последний пикет льготников состоялся 21 января. Один из его организаторов, член Комитета солидарных действий Олег Мазепо заверил корреспондента НГС.НОВОСТИ, что отступать пенсионеры не намерены: «Постановление губернатора ущемляет права людей пенсионного возраста на свободное передвижение по городу. Я думаю, общество это понимает». Господин Мазепо знает, что в других регионах России (Омская область, Красноярский край) число льготных поездок пенсионеров тоже сократили до 30–36 в месяц. Активист парирует информацией из Алтайского края, где старики по-прежнему ездят сколько хотят.
Как сообщает пресс-служба губернатора и правительства НСО, во время встречи с пенсионерами 21 января Василий Юрченко объяснил активистам, что решение ограничить поездки льготникам «единственное, которое может быть принято в сегодняшних бюджетных реалиях». Губернатор подчеркнул, что если доход бюджета вырастет, то правительство вернется к рассмотрению этого вопроса.
У пенсионеров нашелся союзник в лице прокурора Новосибирской области Евгения Овчинникова, который 30 декабря оспорил ограничение числа поездок для льготников и особенно для категорий, которым право безлимитного проезда дано федеральным законом (Герои Советского Союза и России, например). 12 января стало известно, что губернатор отклонил протест прокурора и прокурор обратился в Новосибирский областной суд с требованием отменить ограничение.
Заместитель директора направления «Городское хозяйство» фонда «Институт экономики города» (Москва) Владилен Прокофьев видит в транспортных льготах признаки социальной несправедливости: «У нас есть льготники, которые вообще не пользуются транспортом. Допустим, человек без ног. А другой человек, который имеет льготу, может ездить очень часто. Одному государство дает 1600 рублей, а другому — 0. С точки зрения социальной справедливости было бы правильно выделять людям деньги на поездки, а вот ездят они или нет — это их право выбирать».
По мнению господина Прокофьева, новосибирские власти не довели монетизацию льгот в 2005 году до конца и превратили ее в болезненный и многолетний процесс.
Доктор исторических наук, профессор НГУ Сергей Красильников говорит, что первые льготники появились в СССР сразу после революции. Это были старые большевики, красногвардейцы и красные партизаны. Они имели льготы по налогам и льготы на получение образования их детьми. Во второй половине 30-х годов их начали лишать льгот, что вызвало серьезное недовольство: «Тогда власть сманеврировала и в другой форме им эти льготы вернула». Губернатор Василий Юрченко тоже объявил 25 января о том, что жители Новосибирской области, потерявшие родителей в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, будут получать ежемесячную денежную выплату в размере 300 руб.
В эпоху «застоя» льготы для отдельных групп населения в СССР подменила система спецраспределения товаров. Нынешние пенсионеры воспитаны на льготах, которые выделяют заслуженных людей из общей массы. Говоря о сегодняшних пикетах, историк Красильников отмечает: «Здесь присутствует социальный протест и реакция на то, что считается несправедливым, даже если есть разумные аргументы».
Константин Пономарев
Фото автора (1), Елены Громковой (2)