NGS
Погода

Сейчас-6°C

Сейчас в Новосибирске

Погода-6°

пасмурно, снег

ощущается как -11

4 м/c,

с-в.

755мм 64%
Подробнее
6 Пробки
USD 93,29
EUR 99,56
Реклама
Дороги и транспорт Тариф в законе

Тариф в законе

Новосибирская область повышает стоимость проезда на муниципальном транспорте и понижает — на коммерческом

Эпоха рыночной экономики для частных перевозчиков закончилась в 2010 году

С 1 января в Новосибирской области функции регулирования тарифа, которые на муниципальном транспорте раньше осуществляла мэрия, а на коммерческом транспорте — сам частный собственник, взял на себя департамент по тарифам регионального правительства. Министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Николай Симонов 13 декабря заявил, что первый акт регулирования выразится в подорожании муниципального транспорта в среднем на 1 рубль. Частных перевозчиков предполагается наоборот заставить снизить тариф с 16 до 14 рублей. Коммерсантов эта новость привела в оцепенение, а опрошенные НГС.НОВОСТИ экономисты теперь сравнивают новосибирский городской транспорт с естественными монополиями.

«С 1 января 2011 года тариф на проезд в трамвае и троллейбусе составит 12 руб., в автобусе — 14 руб., в метро — 15 руб., — сообщил министр транспорта Николай Симонов. — Тариф на автобус будет единый. По частным перевозчикам, у которых тариф на сегодня от 14 до 16 руб., я думаю, что он будет снижен». Департамент по тарифам Новосибирской области направил 14 декабря в редакцию НГС.НОВОСТИ официальный ответ на вопрос, что дает ему право регулировать тариф на городском транспорте, в том числе на коммерческом. В ответе перечислены несколько областных законодательных актов и даже постановление Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

Председатель комитета по транспорту Законодательного собрания Новосибирской области Сергей Титков рассказал, что реформа тарифов готовилась давно: еще 1 мая 2010 года транспортникам были даны указания предоставить департаменту тарифов информацию о своих затратах.

«У нас есть частные перевозчики и муниципальные. В законе нет понятия «коммерческий перевозчик». Они работают на одном поле, по одним и тем же правилам, ничем не отличаясь, — поясняет депутат Титков логику законодателей. — Сегодня частный перевозчик получает за перевозку льготного пассажира 8 рублей. В связи с тем, что государственное регулирование определило тариф на автобусах 14 рублей, то мы будем возмещать любому перевозчику 14 рублей». Одновременно областные власти решили ограничить проезд льготников 30 поездками в месяц. «В 2011 году, как и в нынешнем, мы направим на эти цели 385 миллионов рублей», — заявил губернатор Василий Юрченко.

Депутат Сергей Титков уверен, что частные перевозчики не могут проигнорировать установленный департаментом тариф: «Они не могут, потому что им предписано. Для массового пассажира тариф будет снижен с 16 до 14 рублей».

Господин Титков приветствует сворачивание рыночных механизмов на городском транспорте: «У нас социальное государство, мы ограничиваем прибыль этих предприятий, потому что пассажирский транспорт входит в сферу регулирования. Мы устанавливаем тариф 14 рублей и если захотим, чтобы поездка стоила 12 рублей — будем перевозчику доплачивать из бюджета по 2 рубля». У законодателей есть опасения, что бизнес может уйти из этой отрасли, но они считают, что надо «решать государственную задачу». Председатель транспортного комитета Заксобрания считает, что перевозчики возместят свои потери от снижения тарифа на 2 рубля, дополучая по 6 рублей из бюджета за перевозку каждого льготника — 14 рублей вместо нынешних 8 рублей. По его оценкам, таких пассажиров у частных перевозчиков до 30 %. Если теперь перевозчики — муниципальные или частные — захотят повысить стоимость проезда (например, из-за резкого роста стоимости ГСМ), им придется сначала подавать документы в департамент, а он планирует пересматривать тариф не чаще одного раза в год.

Окончательные тарифы, по которым городской транспорт Новосибирска будет работать в 2011 году, профильный департамент рассчитывает принять до конца этой недели. По другой информации — в понедельник.

Директор группы компаний ПАТП (автобусы большой вместимости № 1064 и 1264) Николай Самойлов говорит, что будет вынужден понизить стоимость проезда, если того требует закон Новосибирской области: «Мы сейчас пытаемся доказать другой тариф. Если будет принято 14 рублей, у меня такое ощущение, что мы не сможем выжить». У группы ПАТП получился обоснованный тариф на следующий год 19 рублей, но в департаменте, по словам Самойлова, почему-то учли только половину лизинговых платежей за новые автобусы и только 20 % расходов на топливо без учета роста акцизов с 1 января: «Автобусы находятся в лизинге, и если у меня начнутся проблемы, лизинговая компания их просто изымает».

Частный перевозчик говорит, что пройдет месяц-два, и ему вместе с коллегами придется просто сворачивать бизнес и уходить с рынка.

Департамент по тарифам Новосибирской области в своем официальном ответе в редакцию НГС.НОВОСТИ сообщил, что перевозчикам, которые не захотят подчиниться регулированию тарифа, грозит административная ответственность по статье 14.6 КоАП РФ «Нарушение порядка ценообразования» (штраф на должностное лицо по ч. 1 — 50 тыс. руб., на юридическое лицо по ч. 2 — 100 тыс. руб.).

Специалист по организации городского транспорта доцент кафедры электротехнических комплексов НГТУ Михаил Никулин уверен, что единый тариф для всех перевозчиков — это шаг вперед: «Тариф должен формировать заказчик, и это шаг к тому, чтобы сделать единый тариф на всех видах общественного транспорта и в перспективе сделать тариф на сетевую поездку». Заместитель директора направления «Городское хозяйство» фонда «Институт экономики города» (г. Москва) Владилен Прокофьев категорически не согласен с решением новосибирских властей: «Это противоречит нормам российского законодательства. Частные извозчики имеют право сами формировать стоимость проезда. Говорить о какой-либо конкуренции уже не приходится: бизнес либо уйдет с этого рынка, либо тарифы будут необоснованно завышаться. Качество услуги и самого подвижного состава будет при этом неуклонно падать». Господин Прокофьев сравнивает городской транспорт с регулируемым тарифом с коммунальным сектором и монополией на железной дороге.

Константин Пономарев

Фото автора

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления