NGS
Погода

Сейчас+1°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+1°

пасмурно, без осадков

ощущается как -4

4 м/c,

с-з.

756мм 47%
Подробнее
2 Пробки
USD 92,51
EUR 98,91
Реклама
Дороги и транспорт А. Бойко: «У нас самые низкие цены в стране»

А. Бойко: «У нас самые низкие цены в стране»

Владелец крупнейшей частной сети АЗС «Трансервис» прогнозирует рост стоимости бензина в декабре

За два прошедших месяца бензин в Новосибирске подешевел на 9 %. Заправляться от этого больше не стали, но все равно приятно. Однако, если исходить из ранее озвученных рассуждений трейдеров о механизмах ценообразования, цены на новосибирских АЗС должны были упасть пропорционально мировым ценам на нефть — то есть в 2 раза. В интервью НГС.НОВОСТИ владелец новосибирской сети АЗС «Трансервис» Александр Бойко рассказал о механизме падения цен, о том, почему скоро они снова начнут расти и о том, как кризис убьет крупные нефтяные холдинги.

Почему цена на нефть упала в 2 раза, а цены на бензин снизились только на несколько рублей?

А сколько в цене топлива в России составляет непосредственно цена нефти? Максимум 1,5–2 рубля. Остальное — это налоги (75–80 %) и издержки производства и сбыта (примерно 20–25 %). Впрочем, как и во всем мире. В противном случае, чем вы объясните, почему, когда нефть в мире выросла почти в 10 раз, бензин стал стоить, например, в Европе всего в 2 раза дороже? Важно представлять себе всю цепочку ценообразования. Все начинается с добывающей отрасли, в которой, похоже, до последнего момента действовала специфическая система налогообложения. Нефтяники платили налоги «от достигнутого», то есть в четвертом квартале налоги рассчитываются от цен на нефть сложившихся на мировых биржах еще в третьем квартале (когда они были самые высокие за всю историю). Пока цены росли, это еще как-то устраивало. Стали резко падать — это стало вообще неприемлемо, ведь налоги от экспорта нефти приближаются к 90 %, и даже при цене в 140 долларов за баррель нефтяникам вряд ли доставалось более 25–30 долларов. А в четвертом квартале, похоже, налоги вообще должны были составить сумму, уже превышающую общую выручку компаний.

Почему тогда снизили цену перерабатывающие заводы?

Поскольку экспортная торговля в октябре-ноябре стала просто убыточной, цены на нефть на внутреннем рынке резко упали. Насколько я знаю, на НПЗ нефть в этом месяце поступила по цене в среднем 2–2,5 тыс. рублей за тонну. Это почти в три раза дешевле, чем месяцем раньше, и похоже, что-то резко изменится в ближайшие дни или уже изменилось в налогообложении нефти, поставляемой на внутренний рынок, в противном случае это означает, что производители были просто вынуждены осуществлять поставки дешевле себестоимости, во всяком случае, другого внятного объяснения этому я еще не слышал. И хотя большинство НПЗ в России входят в состав вертикально интегрированных нефтяных компаний и работают далеко не в рыночных условиях, но в данной ситуации даже они были вынуждены снижать цены вслед за башкирскими трейдерами, которые и формируют сегодня в России цены на рынке нефтепродуктов, покупая сырье и продавая нефтепродукты на свободном рынке.

В таком случае, что происходит сейчас на новосибирском рынке нефтепродуктов?

Каждая крупная сеть всегда имеет на нефтебазах как минимум 20–30-дневный запас топлива, цена на который сформировалась в предыдущем периоде. Однако небольшие сети АЗС, закупающие топливо у местных, мелких оптовиков, не имеющих существенных переходящих остатков, среагировали бы в данной ситуации гораздо быстрее. Сложилась ситуация, когда крупные сети вынуждены более оперативно снижать цены, чем это обусловлено экономически. Ведь пытаясь реализовать дорогие остатки по октябрьским розничным ценам, они рисковали проиграть борьбу за клиента мелким операторам, которые торговали бы исходя из новых реалий. Поэтому мы первыми начали снижать цены, и на данный момент имеем на круг до 3 рублей убытка с каждого литра, например по зимнему дизельному топливу. При этом мы попросту не можем себе позволить «встать в позу» и удерживать прежний высокий уровень цен, ведь по статистике 84 % клиентов — это постоянные покупатели конкретной АЗС, а 94 % — приверженцы именно нашей сети АЗС. На возвращение в будущем разочаровавшегося в нас постоянного покупателя могут уйти месяцы.

Александр Бойко: «На возвращение разочаровавшегося в нас покупателя могут уйти месяцы»

Насколько эластичен спрос на ГСМ в Новосибирске?

По большому счету, спрос на бензин не эластичен — то есть люди покупают столько ГСМ, сколько необходимо, а не сколько им хотелось бы. Но, с другой стороны, в условиях финансового кризиса возможно значительное падение спроса по причине сильного сокращения личных доходов населения.

Каков прогноз цен на ГСМ в Новосибирске на ближайшее время?

С первого ноября почти на 100 долларов была снижена пошлина на экспорт нефти. Это приведет к тому, что уже в декабре «дешевой» нефти на внутреннем рынке, скорее всего, не будет и, как следствие, оптовые цены стабилизируются или незначительно отыграют вверх. Теоретически снижение цен на ГСМ в Новосибирске так же должно закончиться в ноябре, после чего цены стабилизируются или даже начнут расти, в зависимости от того, как глубоко они просядут в ближайшие дни. Сегодня у нас и так, пожалуй, самые низкие цены в стране. Во всяком случае, в Москве еще на прошлой неделе цена 92-го бензина составляла в среднем 23 рубля 42 копейки. А в Новосибирске про такие цены уже давно забыли.

Правда ли, что весь бензин, продаваемый на АЗС Новосибирска, закупается в одном месте — на Омском НПЗ?

Это совсем не так. Да, Омский НПЗ — самый крупный поставщик, он поставляет около 40 % от объема всех реализуемых в городе ГСМ. Еще около 30 % рынка поставок занимает Сургутский ЗСК (ОАО «Газпром»). Оставшиеся доли в 20 % и 10 % поделены, по моим оценкам, между Ачинским НПЗ и Уфимским НПЗ соответственно. При этом доля Ачинского НПЗ («Роснефть») в последнее время значительно растет, уменьшая долю Омского НПЗ «Газпромнефти». Так что под действие «антимонопольного» законодательства сегодня попадает только Омский НПЗ — его доля более 35 %

Какова на данный момент структура новосибирского рынка АЗС? Происходит ли укрупнение рынка?

Острых предпосылок для укрупнения нет. Я знаю лично многих владельцев сетей АЗС в Новосибирске, в том числе имеющих и не самую большую долю рынка. На сегодня никто не собирается продавать свой бизнес или объединяться с кем-либо.

А как же слияния и поглощения со стороны федеральных сетей?

Насколько мне известно, на фоне финансового кризиса, все инвестиционные проекты федеральных вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) на 2009 и 2010 годы уже свернуты. Если что-то и будет происходить, то не ранее 2011–2012 года. А это уже будет происходить совершенно по другому сценарию и в рамках другого правового поля, учитывая основную профессию нашего нынешнего президента. Я думаю, что ВИНКов после кризиса не будет вообще. Нефтяным компаниям, скорее всего, запретят иметь в своем составе НПЗ, а тем более розничные сети, как это сделано, например, во многих странах с развитой рыночной экономикой.

Марк Волков

Фото Евгении Брыковой и Константина Пономарева

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления