Сезон отпусков отражается не только на выручке турфирм, но и на пассажиропотоке. Для Новосибирска, удаленного от побережий, которые чаще всего и притягивают отпускника, слаженная и без сбоев работа транспорта имеет особое значение. В разгар напряженного для железнодорожников сезона на вопросы корреспондента НГС.НОВОСТИ нашел время ответить заместитель начальника Западно-Сибирской дирекции по обслуживанию пассажиров (структурное подразделение Федеральной пассажирской дирекции) Сергей Бондарев.
Какую долю в пассажирских перевозках региональной дирекции занимают фирменные поезда?
На сегодняшний день наша дирекция формирует 10 фирменных поездов, то есть это порядка 20 % от всех формируемых поездов. У нас практически вторая дорога на сети железных дорог, имеющая такое количество фирменных поездов.
С чем это связано?
Западно-Сибирская железная дорога всегда была лидирующей по этому показателю. И наличие регионов в зоне обслуживания дороги играет свою роль: каждый регион хотел иметь свой фирменный поезд в Москву. Плюс зарубежный поезд «Дружба» в Караганду, и еще поезда, которые уже создавались здесь, внутри региона, между городами. Все-таки фирменный стиль обязывает повышать качество нашего продукта, и поэтому мы старались для улучшения обслуживания пассажиров создавать эти фирменные поезда. Хотя на сегодняшний день по ним проблемы есть, потому что в фирменном поезде может курсировать вагон не старше 12 лет срока службы, а обновление парка идет все-таки темпами, нас не удовлетворяющими. В этом году мы получаем 30 новых вагонов, и средний возраст наших вагонов, составляет 19 лет.
Тридцать вагонов — это и плацкартные, и купейные?
В основном купейные вагоны в этом году. Конечно, они все будут задействованы в фирменных поездах. В летний период времени более новые вагоны и вагоны с кондиционерами, мы, конечно, отдаем максимально под детские перевозки. Тем самым мы немного снижаем качество предоставляемых услуг в фирменных поездах. Пассажиры недовольны: есть вагоны плацкартные с кондиционированием, где они? А мы отдаем их для перевозки детей. Потом опять возвращаем в фирменные поезда.
Исходя из общего парка в 2073 вагона, учитывая то, что прибавляется новых по 30 в год, — долго обновлять будете…
Нет, это в этом году просто поменьше, в прошлом году у нас было 60 вагонов. До этого тоже порядка 70–80 вагонов получали. То есть поступление новых вагонов идет неравномерно, по мере списания отработавших срок службы вагонов. И мы ежегодно проводим КР-2 — капитальный ремонт, который проводится на заводах. Это обновление вагонов с заменой всего внутреннего оборудования, установка рам со стеклопакетами.
Появятся ли этим летом дополнительные поезда по сравнению с прошлым годом?
Дополнительных поездов у нас в этом году нет и не планировалось. Все те же самые направления, прицепные вагоны. Единственное — объемы перевозок где-то меняются. В определенный период ставим больше вагонов на южное направление, на Брест, на Пекин… Также в период возникновения повышенного спроса в перевозках на восток будут задействованы поезда резерва РЖД.
На Пекин — это связано с Олимпиадой?
Да, это связано с Олимпиадой. И будем еще, наверное, добиваться, чтобы у нас было пополнение пекинского направления.
Рентабельность фирменных поездов чуть выше 100 %. Получается, что все остальные перевозки все-таки убыточные?
Да, они убыточные. И убыточны за счет того, что мы не повышаем цены на плацкартные вагоны. Здесь тарифную политику жестко регулирует правительство, и мы никак на это не можем влиять. На купейные Федеральная пассажирская дирекция, в зависимости от пассажиропотока, может менять стоимость билета. И вот сейчас, кстати, на поезда пятисотой нумерации — это дополнительные летние поезда, которые собираются из более старых вагонов, — уже тарифы будут снижены.
Какие направления из Сибири и внутри Западной Сибири особенно популярны летом?
У нас летом все направления популярны. Если раньше бронь на плацкартные вагоны еще устанавливалась, то в этом году решением генерального директора ФПД бронь на плацкартные вагоны не устанавливается. Все места отдаются в свободную продажу. Уже нельзя сказать, что железнодорожники что-то держат под бронью. Особый упор сделан Федеральной пассажирской дирекцией на то, чтобы максимально удовлетворить спрос на плацкартные места. Понятно, что это связано с ценами. Поэтому мы задействуем весь парк наш на пик перевозок, а это обычно начало августа, — 2013 вагонов из 2073 вагонного парка. Оставшиеся находятся на плановых видах ремонта. А в целом — весь парк вагонов задействован в Западно-Сибирской дирекции — ничего не стоит. Тоже большая работа — все эти вагоны привести в соответствие, содержать, оснастить инвентарем и обеспечить проводниками.
А популярные направления внутри нашей Западно-Сибирской дороги — это, в основном, поезда выходного дня. То есть пик перемещения студентов, дачников приходится на пятницу, обратный выезд — в воскресенье. В середине недели, как правило, мы сокращаем схемы — там меньше пассажиров. А под выходные дни нагрузки пиковые.
Как Западно-Сибирская дирекция справляется с пассажиропотоком?
Справляемся, я думаю, не хуже и не лучше, чем в предыдущие годы. Потому что еще раз говорю — вагонов больше не становится, хотя хотелось бы иметь наличие свободных мест на все даты и всех категорий. Проходят ежедневные селекторные совещания с Москвой: всё отслеживаем на 45-ю дату продажи. То есть глубина продаж сегодня на конец августа — мы все смотрим, где у нас какие проблемы. И активность пассажиров видна сразу. Если сегодня открывается на 45-ю дату, то буквально за первые два часа продажи мы продаем все плацкартные места — это 100 %. Вот такая активность. А система «Экспресс» позволяет брать билеты сейчас в любой точке страны.
Мы пополнили все составы, которые отправляются согласно схемам расписания. Мы буквально только что закончили эту работу, поставили все «на колеса». Теперь будем смотреть, где еще какие острые моменты, туда будем вагоны из местных поездов брать. Эта работа ведется ежедневно — стараемся. Хотя, опять же, есть свои ограничения. По длине составов можем отправлять до 20 вагонов.
Ограничение 20 вагонов действует на всех направлениях?
Да, практически на всех. В прошлом году нас Свердловская дорога держала — вообще 18 вагонов было ограничение в связи с капитальными путевыми работами. Теперь наши составы будут ходить полными схемами, как и запланировано. Все вагоны будут в ходу, проводников у нас достаточно. Будем привлекать и студентов, как обычно, — уже есть наработки и с железнодорожными, и с нежелезнодорожными вузами. С пассажиропотоком справимся, уверен на 100 %.
Из-за большой населенности поездов большая нагрузка ложится на проводников и на милицию. Как в этой части железная дорога справляется?
Часть поездов на всем пути следования сопровождается нашим УВДТ, а часть — эстафетным способом, то есть они с дороги на дорогу передаются. Местные поезда практически все с сопровождением ходят. Роста криминальной статистики, а мы ведем анализ, по нашим поездам нет. Были кражи сотовых телефонов и сумочек. И работа большая все равно проводится. Хотелось бы, конечно, чтобы все поезда сопровождались нашими работниками, именно сибирского региона. И, в принципе, ФПД (Федеральная пассажирская дирекция. — К.П., К.Ф.) рассматривает вопрос о привлечении к этой работе частных охранных организаций. Работа ведется, считаем, сколько нам потребуется финансов для заключения договоров.
В фирменных поездах едет ограниченное число сотрудников милиции?
Как правило, их должно быть не меньше двух, а иногда, в зависимости от расстояния, и три человека.
Работу проводников вы как-то усиливаете, или они работают как обычно?
У нас есть приказ, по которому мы работаем, — в нем определено количество проводников по вагонам, и на дальних направлениях, при всей нехватке проводников, два человека на вагон мы выполняем. Особенно в фирменных поездах — два человека на вагон. Причем на фирменных поездах работает наш кадровый состав, а в остальных допускаются новички или студенты, их стараемся ставить в паре с нашими проводниками. На хвостовые вагоны — тоже более опытных.
Будет ли развиваться продажа билетов через интернет?
Это направление будем только расширять. Причем введено последнее новшество: человек, приобретая билет через интернет, не платит дополнительно за оформление, как было изначально. Поэтому человек оформляет заявку через интернет, приходит, забирает билет — и все. Конечно, могут быть какие-то неувязки, мы их отслеживаем через различные наши форумы, люди пишут, то есть обратная связь есть. Кассиры наши тоже постоянно обучаются.
Константин Пономарев, Кристина Фарберова