NGS
Погода

Сейчас+8°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+8°

пасмурно, без осадков

ощущается как +5

3 м/c,

зап.

747мм 43%
Подробнее
3 Пробки
USD 88,44
EUR 96,24
Реклама
Дороги и транспорт «Трагедии в этом нет»

«Трагедии в этом нет»

Из-за отказа «Бамтоннельстроя» проходить тоннель на «Золотую ниву» метростроители потеряли три месяца

«Сразу скажу, что метро строилось, строится и будет еще более активно строиться, и ничего этому не помешает», – бодро заявил вице-мэр Новосибирска Владимир Шумилов, усаживаясь в кресло в зале совещаний мэра. Проблемы, связанные с отказом подрядчика ОАО «Бамтоннельстрой» (БТС) проходить часть тоннеля до станции «Золотая нива», наглядно продемонстрировали, что строительство метро становится лакмусовой бумажкой, по которой горожане оценивают эффективность работы городских властей. И Владимир Шумилов попытался пояснить, что уход из проекта такого подрядчика, как БТС, обусловлен объективными причинами, а станция «Золотая нива» все равно будет сдана в 2009 году (предположительно летом). Тем не менее он же сказал, что из-за отказа БТС строители потеряли три месяца.

Почему, на ваш взгляд, отказ БТС не отразится на сроках строительства?

Объясняю: мы с вами в 2005 году закончили строительство станции «Березовая роща», соединив ее со станцией «Маршала Покрышкина» одним тоннелем, и год закончили с кредиторской задолженностью около 400 млн рублей, львиная доля из которых – 300 с лишним млн рублей – была за «Бамтоннельстроем». Я хочу сказать, что «Бамтоннельстрой» сыграл тогда в строительстве метро «Березовая роща» важную роль. Потому что руководителем БТС был тогда Александр Голышев, я бы сказал, государственный человек с большой буквы. Он тогда понял проблемы Новосибирска и согласился помочь в строительстве метро. Тогда был очень сложный период: еще недостаточно было средств, а метро требовало развития, уже 15 лет стояла разрытая станция «Березовая роща». Он тогда взял в лизинг современный проходческий щит LOVAT и помог нам по проходке тоннелей – современная техника работала очень быстро и хорошо.

2006 год был тяжелым в том отношении, что мы рассчитывались с долгами, и к концу года у нас оставалось порядка 200 с лишним млн рублей, которые мы должны были погасить «Бамтоннельстрою». За этот период к руководству БТС пришел уже третий хозяин после Голышева, который поставил на 2006 год условие рассчитаться с долгами и не стремился дальше продолжать работы, хотя с Голышевым мы договаривались, что будем рассчитываться с кредиторской задолженностью, а он будет продолжать работу. Мы так и делали: в 2006 году готовились к «Золотой ниве» и гасили долги. На 2007 год мы вышли с долгом, который оговорили уже с третьим руководством БТС. Я встречался с ними в Москве, и мы договорились, что они продолжат работу, а мы погасим долг в первом квартале (2007 года – прим. автора).

Мы окончательно погасили долг в феврале-начале марта. И предложили работать дальше, но они согласились взять только часть тоннеля – от Каменки до «Золотой нивы». Перегон «Березовая роща» – «Золотая нива» состоит из трех частей: подземная часть от «Березовой рощи» до русла Каменки, потом по руслу Каменки идем открытой частью, то есть там проходческий щит не нужен – мы монтируем железобетонные конструкции открытым способом, и от берега Каменки идем под землей до «Золотой нивы» 500 метров и обратно 500 метров.

БТС выставился на конкурс проходки тоннеля от Каменки до «Золотой нивы». Выставились две организации, которые могут это делать, – это новый щит, который представляет БТС, и старые щиты, которые представляют организации на базе бывших тоннельных отрядов. Естественно, побеждает БТС – такой техники ни у кого нет, участники со старыми щитами (ЗАО «Финансово-строительная компания» – прим. автора) занимают второе место. Подходит время начала работы, а они (БТС) говорят, что их не устраивают цена и объем. Конечно, я понимаю, что 1000 метров для такого проходческого комплекса – это недостаточно. Ну и, видимо, они сейчас больше переориентировались на железную дорогу. Попросту они отказались работать, причем не только у нас.

Трагедии в этом нет, у нас есть второй подрядчик, и мы сейчас готовимся к проходке этой части пути – от Каменки до «Золотой нивы». Вот такая ситуация. Трагедии нет и потому, что ту часть пути, в которую БТС не включался – от «Березовой рощи» до Каменки, мы уже один тоннель прошли 400 метров своим щитом. К ноябрю мы поставим свой щит в сторону «Золотой нивы» и также спокойно пройдем этот тоннель. Все, как и шло, будет идти по графику.

Когда должен был начать работы БТС?

Они должны были зайти в августе. Мы сейчас заканчиваем подготовку перемещения щита и в ноябре уже запустим щит вместо БТС.

Для БТС пути возвращения отрезаны?

У нас в городе Новосибирске ни для кого пути никогда не отрезались – ни для какого вида бизнеса. Город открыт для всех. У нас нет того, что существует в некоторых городах: этих пущу, этих не пущу.

Какие работы уже выполнены по станции «Золотая нива»?

Мы уже провели подготовительные работы по «Золотой ниве» примерно на 60 млн рублей. Подготовили котлован в русле Каменки для строительства части тоннеля открытым способом и будем монтировать этот тоннель осенью и зимой. Мы вынесли коммуникации и построили объездную дорогу, чтобы освободить место и не нарушать движение транспорта, который идет по Кошурникова. Сейчас до ноября мы должны там перемонтировать контактные сети, чтобы троллейбусы ходили по этой дороге, а там, где они раньше ходили, мы начинаем работы по самой станции «Золотая нива». Она делается другим способом: не будет разрываться котлован на долгое время. Делаются буронабивные сваи. Потом все это закрывается железобетонной плитой, сверху открывается движение, а изнутри мы будем выбирать грунт, делать отделку и все остальное.

Таким образом, в этом году мы должны на перегоне «Березовая роща» – «Золотая нива» освоить около 300 млн рублей. Эти деньги у нас есть. На будущий год у нас объем работ на 1 млрд 171 млн рублей. Он включает все необходимые тоннели и сам корпус станции под землей, который должен быть готов к отделочным и субподрядным работам. На сегодня у нас в плане на 2008 год заложено 846 млн рублей – как видите, трехсот миллионов не хватает, но мы будем работать, чтобы они были. Важны не только деньги – важно организовать должным образом работу. На 2009 год – 749 млн рублей, для того чтобы закончить и сдать в эксплуатацию станцию «Золотая нива». На это нацелены все наши графики.

Наша главная задача – связать основные центры проживания и места работы людей метрополитеном. В нашем генплане запланированы два направления – Кировку связать с пр. Маркса и центр с Ключ-Камышенским плато. После «Золотой нивы» у нас станция «Площадь Станиславского», кстати, на будущий год мы и там начнем подготовительные работы: уточнение проектов и вынос некоторых коммуникаций. Там перегон короче.

Проходка щитом, который заменит LOVAT, не скажется на стоимости, скорости и качестве строительства?

Это щит, которым строилось все метро до LOVATa, типа КМ. Да, скорость его ниже, но по цене работы примерно одинаковы. Если LOVAT идет быстро в любых грунтах, то здесь, если грунт обводненный, нужна предварительная подготовка. Если очень хорошие грунты, то старым щитом дешевле. Сроки не сдвинутся. Сдача – 2009 год. Дороже не будет – все просчитано и на случай подготовительных работ. Весь метрополитен города Новосибирска сделан старым щитом. Вы чувствуете это, когда едете? И дальше не почувствуете.

А те, кто эксплуатирует тоннели, чувствует. Качество обделки LOVAT особенно важно в обводненных грунтах…

Обводненные грунты мы и раньше проходили – на это есть технологии. Если вы видели фильм «Добровольцы», то помните, как там метро строили. Не беспокойтесь – пройдем. Конечно, все новое делает более качественно, но по эксплуатационным характеристикам тоннель, сделанный той техникой или этой, не отличается.

Что мешает строить метро быстрее?

Здесь много факторов. Во-первых, Федерацией еще не решено, как строить метро. Идут дебаты: это федеральная должна быть стройка или ее следует оставить за муниципалитетами. От этого зависит схема финансирования. Не прекращаются «грефовские» беседы о том, что метро Федерации не нужно – это муниципальная сфера, и вот пусть муниципалитеты его строят. Можно строить, но тогда не забирайте у нас 65 % доходов – мы будем строить. Самое плохое, что метро строится даже не во всех миллионных городах, и поэтому, когда в Думе вопрос обсуждается, рук за метро поднимается мало.

Мешает только отсутствие средств. Конечно, если бы у нас было сейчас миллиарда два в запасе, мы позвали бы «Бамтоннельстрой» и сказали бы: вот тебе станция «Октябрьская» и дуй до Ключ-Камышенского плато – это километров восемь – пройди тоннель туда и сюда, а мы потом будем просто станции делать.

Когда будет убрано сужение дороги на Кошурникова?

Мы планируем в конце будущего года закончить монтаж тоннеля, сразу провести засыпку и открыть движение.

Константин Пономарев

Фото автора

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления