Уже через несколько дней пребывания в Милане начинаешь на себе ощущать воздействие той самой неповторимой волшебной ауры, о которой так много говорят и пишут. Чувствуешь себя более спокойно и раскованно.
Проанализировав свои ощущения, я понял, что здесь совершенно отсутствует правило «встречают по одежке». То есть люди не оценивают личностные качества друг друга по внешнему виду. Отношение к одежде принципиально другое. Здесь внешний вид человека является способом самовыражения и частью его личного пространства, при взаимодействии с которым принято проявлять такт. У нас люди одеваются в дорогие марки, чтобы подчеркнуть, а чаще выпятить свой социальный статус и уровень достатка. В России вообще принято оценивать человека по его внешнему виду, вешать на него «ценник» в зависимости от того, что на нем надето, — в Европе никто никогда оценивающе на тебя не смотрит. Особенно хорошо это заметно в магазинах. Вспомните, что происходит, когда человек заходит в дорогой бутик у нас: его осматривают с головы до ног и обратно, сразу делают вывод о его платежеспособности и о том, сможет ли он вообще что-либо здесь купить. В зависимости от этого меняется и тон общения с человеком. Ни в одной стране Европы я такого не встречал. Продавец здоровается с тобой и искренне тебе улыбается. То, как ты при этом одет, его не заботит вообще. Потому что это — твое личное дело.
На днях я наблюдал, как двое мужчин на одной из улиц в районе «золотого квадрата» встретились для обсуждения деловых вопросов. При этом один из них был одет в идеально сидящий классический костюм, а другой был в шортах и футболке. Но они общались на равных, уважительно выслушивая друг друга. Не было ни тени пренебрежительного отношения.
Причины такого различия просты: в нашей стране любой человек имеет возможность заработать большие деньги, впрочем, настолько же быстро может их и потерять. Поэтому еще вчера никому не известный человек, резко взлетев, стремится всеми доступными способами предоставить окружающим информацию о своем благосостоянии и новом социальном статусе: дорогой автомобиль, дорогая одежда, дорогие увлечения и развлечения. Отчасти это правильно — ведь человек понимает, что завтра он может все это потерять, к тому же «деньги с собой не возьмешь». Эти люди начинают жить здесь и сейчас, воплощая все свои желания.
В Европе большой капитал заработать значительно сложнее. Но и просто так отнять его никто не сможет. Поэтому горизонт планирования человека расширяется с ближайшего года до жизней своих детей и внуков. Человек задумывается о том, что он оставит потомкам. Ему уже ничего не нужно доказывать ни себе, ни окружающим. Поэтому подчеркивать свой статус ему просто незачем.
Фото thinkstockphotos.com