Реклама
СЕЙЧАС -6°С
Все новости
Все новости

Картина маслом

Новосибирская художница рассказала, почему дома ее работы называют «мазня», а в Нью-Йорке дают высшие награды

Поделиться

Картину новосибирской художницы Вероники Петуховой высоко оценили на выставке в Нью-Йорке. Однако в Новосибирске работы современных художников не востребованы. Новосибирцы предпочитают покупать простенькие картины. Искусствоведы считают, что дело в плохом образовании сибиряков. Для художественного воспитания не хватает ни выставочных площадей, ни аукционов, ни людей, способных сформировать рынок предметов искусства. Новосибирские авторы пытаются искать почитателей за рубежом. Хотя иногда им удается найти ценителей и в Сибири.

На тех, кто употребляет вульгарное словечко «мазня», Вероника Петухова не обижается. «Это честная эмоция. Я, как и любой художник, пишу картины, чтобы вызывать эмоции у людей. Художники, конечно, так не говорят», — иронизирует Вероника и с сожалением констатирует, что таков уж «культурный» уровень и отношение в Новосибирске к современным художникам. Столица Сибири плохо образована в плане изобразительного искусства и очень консервативна. В отличие, например, от западной публики, где картины Вероники Петуховой уже дважды вызывали бурную реакцию и у посетителей выставок, и у экспертов.

Она рисовала с детства, но лет 15 назад решила, что надо заканчивать писать «для себя», надо учиться, и пошла в новосибирскую студию «Колорит» при Союзе художников России под руководством Валерия Нестерова. Толчок получился мощным, и за последние годы Вероника создала более 500 полотен. Правда, как признается художница, прожить на деньги, вырученные от продажи картин, в Новосибирске невозможно.

«Если ты не член Союза художников, то выставить свои работы очень трудно. Я начала выставлять свои картины в интернете. Видимо, там американские искусствоведы их и увидели и оценили», — чувствуется, что Веронике приятно это признание, только вот осчастливить своим появлением манхэттенскую публику на вручении награды она не смогла. Слишком дорогой оказалась эта поездка.

Поделиться

Веронике удавалось продавать в Новосибирске свои работы и за 10 тысяч, и 15, и 18, но это эпизоды. Рынок искусства в Сибири выглядит как знаменитая картина Архипа Ивановича Куинджи «Степь» — едва зеленеющая равнина, скрывающаяся за мутным горизонтом.

Руководитель проекта «Сибирские арт-сезоны» Виктория Прокопьева едва ли не в одиночку пытается знакомить публику с работами современных сибирских художников. Увы, но почитатели находятся в основном за рубежом: в Южной Корее, Китае, Европе, Америке. В Новосибирске, по словам Виктории, коллекционеров единицы. Однако существует стихийный арт-базар в переходе метро «Красный проспект», и, видимо, он востребован. В основном там продают то, что живописью называть нельзя, хотя есть тонкость. И в переходе метро, и маленьких сувенирных лавках, и в галереях часто продаются наброски, этюды и небольшие работы талантливых новосибирских художников. За копейки, даже по меркам Новосибирска.

Еще одна категория покупателей живописи — это те, кого в мастерские художников и салоны приводят дизайнеры интерьеров. И их, кажется, художники и искусствоведы не любят. Дизайнер говорит, что вот эта «картинка» хорошо бы смотрелась в интерьере, и люди выкладывают деньги, но не за художественную ценность полотна и творческие муки автора, а за открытку, которая будет удачно сочетаться со шторами.

Поделиться

Но чтобы отличить руку художника от работ копировальщиков-рисовальщиков, человек должен обладать маломальскими познаниями в изобразительном искусстве, считает Виктория Прокопьева.

«Наши люди предпочитают покупать понятные простые картины. Как телепрограммы. Все уже разжевано, по полочкам разложено, и думать над этим не надо. Непонятное и новое вызывает раздражение. Я часто слышу, как образованные интеллигентные люди называют некоторые картины, которые висят у меня дома, мазней. А эти работы с художественной точки зрения очень хорошие. Надо объяснять людям, что — искусство, а что нет. Они должны ходить на выставки и читать книги», — рассказывает Виктория Прокопьева.

Замдиректора по научной работе Новосибирского государственного художественного музея Александр Клушин поведал, что ежегодно через их выставочные залы проходит более 150 тысяч человек.

Но в городе, по его мнению, не хватает ни площадей для проведения выставок современного искусства, ни фигур, которые могли бы развивать это направление. В результате, как показал печальный опыт выставки «Родина», город плохо понимает и не принимает новую живопись. И эта ситуация для России не нова: «Возьмите живопись передвижников. Что, казалось бы, может быть ближе, роднее и понятнее. Но в свое время их появление тоже сопровождалось скандалами. Их тоже ругали и за выбор тем и сюжетов. Окончательные точки в искусстве всегда расставляет время. То, что сегодня авангардизм, когда-нибудь может стать классикой».

Больше всего, по наблюдениям Александра Клушина, новосибирцев, да и всех россиян привлекает живопись, похожая на банальные фотографии. Как пример — работы Никаса Сафронова.

В любви людей к реализму Александр Клушин ничего страшного не видит. Это направление не так просто, как считают некоторые. В нем тоже есть свой язык, свои символы и подтексты. Наряду с бедой в образовании, где государство, по мнению Александра Клушина, идет по пути воспитания безграмотного, а следовательно, легко управляемого народа, свою лепту в развал искусства вносят и российские богачи. «Люди богатые не просвещены, не патриотичны и не любят народ. Они не понимают, что надо помогать людям искусства, потому что яхта в порту Ниццы все равно сгниет, а фамилия мецената, который помог вырасти таланту, будет вечно стоять рядом с именем художника», — считает Александр Клушин.

Сергей Стюард

Фото veronika.arts.in.ua (1, 3), vedomosti.sfo.ru (2)

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter