Родители априори хотят добра своим детям, между тем иногда это причинение добра приобретает травматичные формы. Часто это бывает связано с фокусом родительского внимания, с тем, на чем привыкли акцентировать внимание родители.
Рассмотрим довольно частую жалобу родителей на то, что ребенок уходит от обсуждения проблем, упорствует и не хочет извлекать уроки из происходящих с ним неприятностей.
Если расспросить родителей, как проходят такие беседы, чтявляется их основным инструментом, то выясняется некоторая закономерность. Наиболее часто в качестве инструмента ведения такой дискуссии выбирается слово «почему».
Предлагаю для наглядности перенести такую модель разговора в другой контекст, например, в контекст супружеского общения.
— Почему ты не зашел в магазин по пути с работы?
— Почему ты не успела приготовить ужин?
Какие чувства вызывают эти вопросы? Что ощущается, какой мотив вопрошающего? Думаю, что не только мне видится здесь как минимум упрек, претензия, как максимум — обвинение, призыв к признанию вины и раскаянию.
А между тем вопрос: «Почему ты до сих пор не сделал уроки?» — звучит вроде бы вполне привычно и буднично. Означает ли это, что в этом вопросе, обращенному к ребенку, подтекста обвинения нет?
Дело не только в том, что ответ на вопрос «почему» очень сложен даже для взрослого человека, к тому же он погружает человека во фрейм проблемы, приковывает внимание и говорящего и слушающего к проблеме, заставляет фокусироваться на ней, побуждает искать виноватого либо виниться самому вместо концентрации внимания на решении проблемы.
Замена вопроса «почему» на «чем тебе помочь, нужна ли тебе помощь» существенно влияет на восприятие ситуации и желание прикладывать усилия. При этом важно, чтобы искреннее желание оказать помощь, если ребенок ответит на вопрос утвердительно, все-таки присутствовало.
Точно так же фокусирование на проблеме отражают риторические вопросы, обращенные к ребенку: Сколько можно слоняться по квартире без дела? Когда же ты, наконец, оторвешься от компьютера? Сколько можно ныть? Да, определенную проблему с занятостью эти вопросы констатируют (проблему), но выхода из нее не указывают.
Гораздо более эффективными здесь будут конкретные предложения: а давай-ка мы с тобой… Сам по себе ребенок не станет высокоорганизованным человеком, если ему кто-то не поможет, не научит.
Попробуйте вопрос «почему» заменить там, где это уместно, на вопрос: чем тебе помочь? И предложение: давай подумаем, как это сделать по-другому.
Фото depositphotos.com