Зачастую лгать ребенок начинает из самых лучших побуждений, какие только могут быть. С большим отрывом среди них лидирует причина «чтобы не огорчать маму». Если маме сказать, что я получил «два», мама расстроится, — думает наивный второклассник. Ему бывает сложно просчитать последствия своих поступков и понять, что эта самая двойка, даже если не обрастет последующими, базирующимися на провальном сегменте знаний, все равно рано или поздно станет явной для мамы (журнал, электронный дневник, родительское собрание и пр.). Поэтому преувеличенное огорчение мамы по поводу, в общем-то, рядовых вещей вроде более низких, чем ожидаемые, оценок или потерянных обеденных денег с большой долей вероятности становятся своего рода провокацией — приглашением для ребенка сказать неправду.
Еще один провокативный сегмент отношений касается ситуаций родительского вмешательства в сферу, где ребенок сам принимает решения. Такое происходит, когда родители начинают руководить, скажем, выбором друзей. Например, родителям не нравится девочка Маша, в прошлом году, когда в классе пропадали деньги, все подозревали, что именно она была причастна к происходящему. Пусть лучше наша девочка с ней не играет, в классе много и других девочек. Если после прогулки с неодобряемой Машей кто-нибудь спросит ребенка о том, в чьей компании он проводил время, то ребенок для всеобщего спокойствия будет вынужден солгать.
Существует особая разновидность вопроса, с помощью которого родители пытаются проверить ребенка на честность, своего рода ловушка. Например, если вам позвонил классный руководитель и сказал о том, что ребенок сегодня прогулял английский, задавать ребенку вопрос: как сегодня прошел английский, что на нем было интересного? — расставлять ребенку ловушку именно такого типа. Начать описывать английский, на котором не был, ребенок не может, тогда он сразу будет уличен во лжи. Честно сказать, что прогулял, тоже весьма затруднительно — родители, расставляющие такие ловушки, редко проявляют лояльность по отношению к неподобающим действиям ребенка в области, затрагиваемой ловушкой. К тому же разговор с учителем не добавляет спокойствия, поэтому вопрос-ловушка часто формулируется родителем во взвинченном состоянии, что также затрудняет поиски компромиссов и консенсусов.
Это далеко не все возможные провокации, ведущие к детской лжи, однако если перестать пользоваться хотя бы этими, вероятность обмана со стороны ребенка можно существенно снизить.
Фото thinkstockphotos.com