Каждый день содержит множество типичных рутинных моментов, повторяющихся событий. Ребенок просыпается в определенное время, завтракает определенными продуктами, привычно собирается в школу и идет туда по знакомой натоптанной дороге. Хорошо и замечательно тогда, когда эти режимные моменты протекают по конструктивному руслу: ребенок просыпается в прекрасном настроении, с удовольствием завтракает, радостно собирается в школу и бежит туда вприпрыжку.
Однако довольно часто бывает совсем не так. У ребенка сбит режим — «он сова», как говорят родители, — поэтому он не хочет просыпаться. Если он сам не просыпается, его должен кто-то будить, этот кто-то точно знает — проверено многократно, — что ребенок будет затягивать процесс, лениться, упираться, всячески вредничать. Такое знание будет формировать соответствующее настроение, в котором взрослый входит в детскую комнату. Раз ребенок будет вредничать и упрямиться, значит, нужен действенный способ его пробуждения, который не позволит ему затягивать процесс со своей стороны и делать вид, что он не проснулся. Арсенал таких действенных способов редко бывает приятным.
Итак, входить в детскую, чтобы разбудить ребенка, в дурном настроении, настроенном на сопротивление, становится традицией. На плохое настроение мамы ребенку сложно реагировать радостным энтузиазмом, поэтому он просыпается и бредет умываться также не в лучшем расположении духа. Все остальные режимные утренние, предшествующие школе моменты оказываются окрашены настроением подъема… Хотя каждый из них может иметь и собственные ресурсы недовольства.
Таким образом, рождается автоматизм утреннего общения, традиция проводить утро школьного дня. Каждый из участников процесса оказывается связан ритуальностью действий партнера: мама не может войти в комнату с улыбкой — она же знает, что ребенок будет вредничать, потому что не хочет в школу. Ребенок не может радостно вскочить, видя мамино кислое выражение лица, это выражение необходимо поддержать, оправдать мамины ожидания.
Когда этот алгоритм прокручивается достаточно долго, формируется уверенность, что иначе быть не может: семья как будто движется в колее привычного взаимодействия. А почему, собственно? Как только кто-то начинает нарушать автоматизм привычного общения, партнер некоторое время сопротивляется, а затем встраивается в новую модель взаимодействия. По понятным причинам кем-то, кто начинает менять модель, может быть, как правило, взрослый.
Фото thinkstockphotos.com