Родителей часто огорчает, что ребенок сердится, проявляет гнев по различным поводам. У ребенка, позволившего себе проявить гнев, велики шансы моментально получить ярлык агрессивного. И все дальнейшее взаимодействие с ним будет строиться исходя из этого ярлыка: с нашим агрессивным мальчиком иначе нельзя или она у нас девочка своевольная, агрессивная.
Ребенок кричит, топает ногами, даже дерется со взрослыми… Гневается, сердится, делает так, как делать нельзя. Почему, собственно, нельзя? Потому что на маму или папу сердиться нельзя в принципе. Или в папином или мамином присутствии сердиться нельзя? Или нельзя сердиться именно так, как гневается ребенок, а как тогда можно? Это вопросы, на которые важно получить ответы.
Обычно ребенок сердится так, как это принято делать в семье, со скидкой на возраст, со свойственными ему проявлениями и возможностями. В этом смысле ребенок — что-то вроде кривого зеркала семьи.
Поэтому прежде, чем работать с агрессией, проявляемой ребенком, важно понять, как принято выражать гнев в семье. Примечательно, что этот вопрос зачастую ставит родителей в тупик: мы люди спокойные, не агрессивные, мы не сердимся… В этом довольно много лукавства. Эмоции возникают в человеке спонтанно и неконтролируемо в ответ на то, что происходит с ним, приходит к нему извне. Другими словами, человек не может выбрать, какие эмоции ему испытывать в момент их возникновения, но ему вполне по силам выбрать способ их выражения или утилизации. Поэтому хотят родители этого или не хотят — эмоцию гнева они с большой долей вероятности испытывают. А вот доводят ли до осознания или нет — другой вопрос.
Таким образом, для родителя важно понять: а что я делаю, когда сержусь? Какие способы выражения этого чувства наиболее оптимальны? Какие из них я могу передать ребенку?
Если, например, мне не нравится, что ребенок в гневе хлопает дверями, на что я могу ему предложить заменить это действие? Просто запрет: я не разрешаю тебе больше хлопать дверями, когда ты сердишься — эффекта не даст. Эмоция есть, импульс выплеснуть ее в действие, чтобы не взорваться, есть, а запрет — это стена на пути взрывной волны. В зависимости от крепости этой стены, она либо будет сметена — ребенок проигнорирует запрет, либо, если она мощная, то может блокировать эмоции ребенка, и взорвутся они где-то в другом непредсказуемом месте.
Так что «Не сердись!» не работает, а вот «Сердись, как я!» вполне может быть воплощено.
Фото thinkstockphotos.com