
Поделиться
Несмотря на то что грань между мужским и женским стремительно стирается, гвозди, отвертки и прочие высокие технологии по-прежнему принадлежат миру мальчиков, а про то, сколько нужно блондинок, чтобы вкрутить лампочку, рассказывают анекдоты. Корреспондент SHE встретилась с единственной в Сибири девушкой-авиамехаником и узнала, легко ли ей живется в мужском коллективе, зачем женщине самолет и почему она ни за что не будет собирать шкафчик из ИКЕА.
Справка: Шапкина Ксения — единственная в Сибири женщина-авиамеханик. Родилась в городе Прокопьевске Кемеровской области. Окончила НГТУ по специальности «системы жизнеобеспечения оборудования летательных аппаратов». В настоящее время работает авиамехаником цеха технического обслуживания бытового кабинного оборудования. 26 лет, не замужем.
Как вам пришло в голову стать авиамехаником?
Мне с детства хотелось быть в авиации, как-то по телевизору увидела авиакатастрофу и решила — надо работать, чтобы не допустить подобного, чтобы пассажиры не гибли. Специальность выбрала еще в школе, в классе восьмом ездила в аэропорты, искала возможность устроиться. Я другие направления и не рассматривала, окончила факультет самолетостроения НГТУ. Какое-то время поработала в науке, но хотелось не теории, а практики. И я пошла на завод им. Чкалова, работала инженером-технологом. И все равно тянуло к самолетам, поэтому я снова отправила резюме, и меня вызвали на следующий день.
Удивились?
Да! Директор по подготовке персонала вообще сказал: я не понимаю. Девчонок же обычно не берут, мужская работа…Я не замужем, многие говорят: ну понятно, почему пошла в мужской коллектив. Даже когда пришла учиться в институт, меня спросили: «Вы на какую хотите специальность: чтоб учиться или замуж выйти?». Конечно, я учиться приехала. А получилось, что выбрала ту специальность, на которой было много мальчишек.
Как к вам относились представители сильного пола — тогда и сейчас?
В институте — хорошо, у меня появилось очень много друзей из разных городов: от Комсомольска-на-Амуре до Ташкента. На работе было сложно первое время. Когда я пришла, мужчины были в шоке месяца два. Кто-то говорил: «Зачем тебе это? Иди на женскую работу». Но это ведь неинтересно!
Как проходит ваш рабочий день?
Прихожу к 8 утра, нас зовут на разбор. Начальник смены каждому выдает по самолету, и нужно устранить дефекты до вылета. Бывает, самолет стоит месяц, нужно полностью выполнить дефектацию, осмотреть весь салон, составить описание и, пока он стоит, все устранить.
В вашей работе больше романтики или ответственности?

Поделиться
Больше ответственности. Но элемент романтики тоже есть, я люблю смотреть на взлетную полосу — как садятся, как взлетают самолеты…
На самолетах любите летать или боитесь?
Не боюсь, но на пассажирских я даже и не летала толком (Смеется.). Только на кукурузниках — и то в небе была моя остановка, когда с парашютом прыгала. За штурвалом мне было намного интереснее, чем пассажиром. Хотя очень хочется побывать в Венеции и Санкт-Петербурге. Вообще, в небо тянет все время…
А в детстве вы больше в куклы играли или в самолетики?
Тут интересная история. У меня день рождения 22 февраля, как раз накануне мужского праздника. И вот в школе в 1-м классе мне не досталось куклы и мне действительно подарили самолетик (Смеется.).
Что самое сложное в вашей работе?
Самое сложное — терпение. Много сложностей, все равно бывает, что ты физически не можешь сделать работу, просто сил не хватает.
И что делаете тогда?

Поделиться
Мальчишек прошу, что еще остается делать. Иногда ворчат: «Сама выбрала мужскую профессию, иди работай», иногда стоят смотрят, смеются. Но в основном помогают, конечно.
А чем занимаетесь в свободное время?
Занимаюсь альпинизмом, на танцы люблю ходить, но не клубные, а бальные. Иногда рисую гуашью. Если есть настроение, могу крючком повязать или крестиком повышивать.
Как вы относитесь к разделению профессий на мужские и женские?
Конечно, какая-то работа мужчине будет легче даваться, потому что он сильнее. Но, в принципе, женщина может любой деятельностью заниматься. Женщины бывают намного умнее, выносливее и кропотливей, чем мужчины. Разные люди бывают, с разными знаниями и способностями. От пола это не зависит.
А есть что-то, чем женщина не должна заниматься?
Дома что-то ремонтировать, чинить.
То есть вы дома шкафчик икеевский не соберете?
Нет-нет-нет! Я, конечно, могу… (Смеется.) Но просто не хочется этим заниматься. Дома это должен все-таки мужчина делать.
Говорят, мужчины мельчают, слабеют. Что вы думаете об этом?
Наверное, это еще с тех времен пошло, когда мужчины уходили на войну, а женщине надо было не только детей воспитывать, но еще и быть труженицей тыла. Да, мужчины слабые стали. Сильные есть, но по сравнению с большинством их мало. Я знаю таких людей, я рада, что они еще есть. С ними чувствуешь себя слабой, защищенной.
А если б любимый мужчина сказал: «Завязывай со своими самолетами, сиди дома, а я тебя буду обеспечивать»?
Я думала уже над этим вопросом.
Считаю, что женщина должна работать для удовольствия. Скучно дома стало сидеть — пошла на работу. Но не для того чтобы вытягивать всю семью, а просто для внутреннего развития.
Если б мне так сказали, может быть, и согласилась бы. Семья-то важнее, чем работы-самолеты. С другой стороны, я бы задумалась, что это за человек такой, который условия ставит.
Каково работать в чисто мужском коллективе? Говорят, что мужчины страшные сплетники…
Да! Я порой о себе узнаю столько нового. Однажды попросила сделать мне пересмену, нужно было в больницу, сердце проверить. В итоге через месяц узнала от коллег, что у меня дома стоит аппарат по стимуляции сердца! Еще какие сплетники — им только дай повод для обсуждения (Смеется.). Но что мне нравится — они более прямолинейные, их проще понять. Женщины улыбаются, а в голове у них может зреть коварный план. А мужчины — если им что-то не нравится, сразу об этом скажут.
Вы производите впечатление сильного человека. А слабости у вас есть?
Конечно — туфельки (Смеется.). Когда ходишь по магазинам, видишь туфли, платья — устоять невозможно.
Валерия Беленькая
Фото Татьяны Кривенко (1, 3), предоставлено Ксенией Шапкиной (2)