NGS
Погода

Сейчас+5°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+5°

облачно, без осадков

ощущается как +2

3 м/c,

южн.

747мм 69%
Подробнее
4 Пробки
USD 92,59
EUR 100,27
Реклама
Он и она HE - статьи - Портрет Мужской разговор: «Девчонок — в рабство, мужиков — в тюрьму»

Мужской разговор: «Девчонок — в рабство, мужиков — в тюрьму»

Директор цирка — о темных сторонах своей работы, глупости таможенников и непорядочных артистах

Кто-то цирк обожает, кто-то к нему равнодушен. Есть и люди, кто с детства не любит и даже боится клоунов (мне кажется, эта фобия к нам пришла с Запада вместе с романами Стивена Кинга и фильмами ужасов). Я к цирку всегда относился спокойно (без излишних эмоций), но тут пришлось посетить его — фактически меня «вывели» на прогулку. И, знаете, ничего! Даже резкий запах зверей (навоза?) с клоунами, львами и собачками сочетается куда органичней, чем с Киркоровым, который регулярно выступает на этой сцене. Хотя… Директор этого учреждения Николай Наумов откровенно рассказал корреспонденту he о темных сторонах своей работы, глупости белорусских таможенников и непорядочности выступающих в цирке артистов.

Справка: Наумов Николай Николаевич — заслуженный работник культуры, директор новосибирского цирка с 2008 г. Родился 10 августа 1954 г. в г. Щекино Тульской области. По профессии — артист цирка. Женат, двое детей, двое внуков.

Карьера, работа и деньги

В детстве клоунов не боялись?

Нет, любил. Родители меня с детства водили в цирк. Может, из-за этого и появилось желание здесь работать. Учился сначала в железнодорожном училище, а ходил подрабатывать в цирк. Так и затянуло. Работал ассистентом у Юрия Владимировича Никулина. Позже стал клоуном, далее — художественным руководителем коллектива, руководителем зарубежных гастролей (и сейчас им являюсь — недавно вернулись с гастролей по Корее) и директором цирка.

В Новосибирск как попали?

Перевели меня. Я работал директором цирка в Ульяновске, в Москве работал, в Омске… Везде, где восстанавливаются цирки, я приезжал их восстанавливать.

То есть вы — профессиональный реаниматор цирков?

Да, можно сказать — реаниматор. (Улыбается.)

У вашего предшественника в кабинете висел портрет Сталина… У вас, смотрю, портрет Никулина.

Тот руководитель был немножко… скажем так, у него были свои «тараканы», а это была такая показуха. Конечно, Сталин тут совсем не причем. А прозвище у прошлого директора было — Че Гевар, он все рубил с плеча. Жесток был ко всему. И старался «заморозить» цирк.

А у вас какие методы руководства? Демократия? Или тоталитаризм все же присутствует?

Нет такого, можно хоть у кого спросить. Цирк — одна семья, где по-домашнему должно быть уютно и тепло. Мы делаем общее дело. Надо создавать условия для людей — зрителей и работников, чтобы работали и любили цирк. Здесь надо жить с утра и до ночи. Я вот здесь нахожусь почти 24 часа в сутки. Это — мое кредо, мое хобби, моя любовь. Мой учитель (Ю.В. Никулин. — И.К.) приучил меня к этой жизни… Цирк и церковь — два храма: церковь — божественный, а цирк — храм искусства. В церковь приходят помолиться, а в цирк — порадоваться.

Когда я пришел сюда, цирк был в ужасном состоянии — весь раздолблен, разбит, разграблен и в больших долгах. Сегодня мы работаем в плюсе, потихоньку восстанавливаемся. На 2012–2020 гг. принят даже план на уровне правительства о модернизации цирка.

Что самое интересное в том плане?

Самым интересным будет новое освещение и светозвуковой манеж. Приезжали представители компании Busch — думали, как здесь смонтировать манеж, чтобы сделать его меняющимся — съемным. Если метро, конечно, не помешает, так как придется бурить… Кресла поменяем, ремонт фойе второго этажа сделаем.

Как вам с Никулиным работалось?

Он — человек с большой буквы. Душой болел за свою работу. Пробивал цирк «На Цветном бульваре» и добился своего. Для меня он как второй отец. Еще был дядя Миша Шуйдин, его напарник, я с ним как-то больше общался, так как мы земляки. Я ассистировал Юрию Владимировичу, и как-то он сказал, мол, хватит, мальчик, выходи теперь на большую дорогу. Дал такого, как бы, пинка. (Улыбается.) И я пошел работать клоуном.

Спрошу про нецирковые представления, которые проходят у вас, — концерты, как вы к ним относитесь? Как к бизнесу?

Да нормально… У нас просто берут зал в аренду. Конечно, когда зал пустует — в период отсутствия гастролей, — нам каждая копейка дорога.

Ваши личные музыкальные пристрастия могут повлиять на репертуар? То есть — не люблю, предположим, Филиппа Киркорова, у которого тут украли часы, — значит, не дам ему арену?

Кстати, ту историю, она еще была до меня, больше раздули — часы украли, но потом вскоре и нашли… У нас бывают и профессиональные певцы и музыканты, но большинство поет под фонограмму. Вот это я не приветствую. Но запретить мы ничего не можем. Хотя я считаю, если человек поет под фонограмму, значит, на афише так и должно быть написано. А у нас пишут, что вживую. На самом же деле — сплошная «фанера».

То есть музыкальные стили для вас — не главное, главное, чтобы было указано про фонограмму?

Да. Я сам люблю джаз и классику. Кто-то любит поп, рок, рэп… Бывает, такие приезжают гастролеры, что наша местная самодеятельность лучше выступает.

А кто это?

Кто? Самодеятельность?

Гастролеры.

Да не надо… Их и так все прекрасно знают. (Улыбается.)

Вы когда-то хотели построить рядом с цирком дельфинарий, но не получилось…

Мы думали сделать небольшой развлекательный комплекс. С дельфинами.

Есть профессиональная зависть, что это получилось у зоопарка?

Нет, конечно. Наоборот — за. И такое должно быть в зоопарке. А в плане развлечений — вот в тех помещениях, которые отданы под «Скоморохи» и Grand, можно было разместить детские кружки, театры… Мы отреставрировали спортзал — вот хочу в этом году открыть там цирковую студию. Бесплатную, для детей, чтобы они занимались с артистами.

Бесплатную?

Да, я на платной основе ничего такого не делаю.

Вас сейчас, без преувеличения, думаю, никто не поймет. А как же преподавателям выживать?

Я пробил в министерстве ставки для педагогов, а дети будут ходить бесплатно. Сейчас собираем потихонечку реквизит. Вообще хотелось бы, чтобы нашлись спонсоры, кто бы нам его купил. В этой студии дети будут заниматься цирковым делом — гимнастикой, акробатикой, клоунадой, жонглированием и т.п. Будем выбирать детей и из них стараться сделать будущих артистов.

Любовь к Родине

Что для вас Родина?

Россия — моя Родина. Старая Россия была более чистой, но с запретами. Люди не могли за рубеж выехать, и все такое подобное. Я сам неоднократно выезжал за рубеж — там такое собеседование проходили, что легче, наверное, было в институт поступить. Сейчас — свободнее, главное, чтобы человек умел трудиться и зарабатывать деньги. А большинство трудиться сейчас разучилось. Вот это обидно. Обидно и за то, что все перешло на коммерцию, а на все денег не хватает. Поэтому я и решил сделать бесплатную студию.

А Новосибирск что для вас?

Новосибирск — молодой город. Люди сюда приезжают со всех концов земли, можно сказать. Я полюбил Новосибирск за то, что он живой такой, всегда стремится к чему-то новому — идеям, технологиям… Да и люди здесь, на мой взгляд, более культурные. Я по многим городам Сибири поездил: раньше, например, Омск считал таким динамичным, цветущим, но последнее время он как-то подзавял. Я прямо почувствовал там какое-то торможение.

Некоторые считают Новосибирск перевалочной базой, откуда надо обязательно уехать.

Каждый стремится куда-то уехать, где получше. За всех не могу сказать. Но, на мой взгляд, нормальная молодежь и здесь найдет работу. А многие ищут так, чтобы ничего не делать, но при этом получать деньги. А в Москве и Питере можно легко потеряться и со своей профессии перейти в официанты или охранники.

Мужская дружба и развлечения

У вас много друзей?

Я дружу и с высокими, и со средними — всякими рангами. Не имей сто рублей, а имей сто друзей — старая пословица верна. В Новосибирске много, в Омске, Ульяновске, за границей… Близких же, с кем уже лет по 50 дружим, немного. Один в Питере живет, мы с ним как братья, лет с трех-пяти, наверное, дружим.

Ради друга приходилось, как говорится, и в огонь и в воду?

Конечно, были такие ситуации. Приходилось действовать. И за коллектив приходилось вступаться, когда мы в Югославии в плен попали. Это был 93 год, я привозил туда коллектив на гастроли. И вот когда нас там кинули с деньгами, не заплатили, девчонок — в рабство, мужиков — в тюрьму. Все отобрали — аппаратуру, животных… У местного импресарио был родственник судья, и меня, как руководителя, хотели посадить. А я сбежал, когда меня везли на суд, — выпрыгнул из автобуса. Прибежал в посольство и вышел на наших ребят ООНовцев. Так спасли коллектив.

Страшно было?

Нет. Голова работала только в одном направлении — надо спасать коллектив. А вообще я прошел многие горячие точки — и в Азербайджане был, когда шел конфликт с Нагорным Карабахом, и в Ливане во время войны, в Африке — Анголе, Конго, Эфиопии, где тоже шла война… Мы приезжали прямо в места военных действий, звонили-передавали, что приехал цирк — остановите войну, отрабатывали представление, садились на самолет и улетали. А после нас опять начиналась война.

Что может разрушить мужскую дружбу?

У меня такого не было — я никого не предавал. Может разрушить, наверное, женщина, если залезет с какой-то стороны.

Женщины, семья

Дети и внуки пошли по вашим стопам?

Дочка работала с нами 16 лет. Но потом сказала, что хочет быть дома, отучилась и сейчас — психолог в наркологическом диспансере в Москве. А вот сын окончил институт и цирковое училище. Работает здесь со мной — замдиректора. У внука тоже тяга наблюдается, но он в 1-й класс только пойдет, а внучке — 9 месяцев еще. Жена моя — цирковая гимнастка, одна из первых, кто делал номер с хулахупами.

Как познакомились?

(Смеется.) В цирке. Где еще знакомиться? Но ее первые гастроли, так получилось, проходили именно в Новосибирске, хотя она родом из Ульяновска.

Сколько лет вместе?

Тридцать с лишним уже.

Секрет ваших долгих семейных отношений в чем? Тем более, вы еще и работаете вместе.

Да, вот говорят, что надоедает — на работе ты, дома ты, да еще и в постели ты… Но у меня такого отношения никогда не было. У нас с женой часто были разрывы — по месяцу-два не видели друг друга: командировки и т.д. Не знаю… Привыкли мы друг к другу настолько, что уже не только как семья, но и как друзья — все друг другу доверяем. Нашли какой-то общий язык.

А кто в доме должен быть главным — муж или жена?

Мужчина — он же кормилец. Всегда должен мужиком оставаться. А женщина — мать, она должна ухаживать, за детьми следить, создавать в доме семейный очаг. У нас именно так.

Почему сейчас, на ваш взгляд, так непродолжительны браки?

Сегодня стал сильно влиять на отношения вот этот «ящик» (телевизор. — И.К.), где показывают всякую порнуху. Много также негатива во всех этих барах, да и нет нормальных мест, где молодежь бы могла культурно отдохнуть. А еще, мне кажется, происходит определенное воздействие на голову из-за всяких добавок в пиво и другие напитки, которые пьет молодежь.

Путешествия, отдых

Как и где любите отдыхать?

Везде. Но время на отдых мало. Алтай люблю. Зарубеж объездил почти весь — да, на море искупаться хорошо, но дома как-то лучше. На Алтай или на дачу поехать… На охоту люблю ездить, но помогаю только готовить, а стрелять в животных не могу. На рыбалке был много раз, но лишь однажды — где-то в 70-х, когда поехали в Прибалтике с моим знакомым и Раймондом Паулсом на рыбалку, — чисто случайно закинул удочку и поймал рыбу. После этого ни разу ничего не попадалось. Вот будет 20 человек стоять, у всех будет клевать, а у меня — нет. Так что я могу сварить уху, пожарить и т.д., — т.е. поехать, но за компанию.

Любите готовить?

Да, люблю, жизнь научила. Очень люблю арабскую кухню. Прожил в свое время, когда был на гастролях, полтора года в Эмиратах, полгода в Ливане.

Самое любимое блюдо какое?

Ливанский салат. Это помидоры, огурцы, зелень и лимон. Все очень мелко настругано, как прямо на миксере. А еще хомус. Это толченая фасоль, горох и бобы. Такая специфическая каша, подается с оливковым маслом.

Где еще не были, но хотелось бы побывать?

В Чикаго (США. — И.К.) не был. Вроде в этом году на гастроли собираемся. В Чили тоже.

Вспомните интересный эпизод из ваших поездок.

Самый интересный был, когда я впервые в Россию из-за границы привез выставку динозавров — фигуры с механической и компьютерной начинкой. И вот на границе Польши с Белоруссией останавливают нас белорусские таможенники и спрашивают, мол, где документы на динозавров — свидетельства и т.д.? Я говорю, какие свидетельства, это же динозавры! А они, мол, так пропустить не можем. «Да это же игрушки, роботы», — говорю я им. А они: «Выведите их!». И даже ветврача вызвали… Когда разобрались, долго думали, как их оформить. Написали — «забавки».

Илья Калинин

Фото автора

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления