Фантазировать о красивой свадьбе свойственно многим маленьким девочкам. Выросшие девочки фантазируют не о простой свадьбе, а о той, которая будет отличаться от сотен других, будет необычной, яркой и запоминающейся. Тем, кто предпочитает торжественность, можно ничего не придумывать, а обратиться к опыту прошлого. Поэтому сегодня многие пары выбирают венчание: это торжественно (в разы больше эмоций, чем на обычной церемонии) и это укрепляет союз (ведь такой брак скреплен не тетенькой из загса, а высшими силами). Что требуется молодым, чтобы повенчаться, и кому поход в церковь не поможет укрепить семейный союз, выясняла корреспондент SHE.
В дореволюционной России, когда церковный брак считался законным вариантом скрепления семейного союза, правила поведения в церкви молодоженам объяснять было не нужно. Сегодня правила будущим супругам рассказывает священник на специальной беседе. Для венчания необходимо, чтобы супруги были крещеными православными и уже состояли в гражданском (зарегистрированном) браке. Сожительство, которое в обиходе называют гражданским браком, церковь считает блудным сожительством; перед причастием необходимой является процедура покаяния и исповеди. Впрочем, исповедаться и покаяться придется в любом случае: они являются обязательным условием перед совершением любого таинства. Жестких запретов на венчание сегодня крайне мало, повенчают даже беременную невесту и второй брак (правда, по особому чину, менее торжественному). Процедура обойдется примерно в 2 тыс. руб., в основном это расходы на атрибутику. Само венчание считается бесплатным, размер пожертвований определяет пара.
Несмотря на доступность, особой популярности процедуры венчания сразу после регистрации брака не отметили ни работники загсов, ни свадебные организаторы. По мнению начальника отдела ЗАГС Советского района Татьяны Шумской, 5–7 лет назад о венчаниях говорили гораздо больше. Свадебный распорядитель Анна Попова также призналась — заказов на организацию венчаний не поступает:
По наблюдениям Анны, на венчание молодые решаются после того, как какое-то время уже пожили вместе — венчание воспринимается как что-то, после чего назад пути нет, и лучше подстраховаться, проверив друг друга совместным проживанием.
Проректор Новосибирской православной духовной семинарии Иоанн Реморов рассказал, что венчающихся можно условно разделить на три категории. Первая — это православная молодежь, которая регулярно участвует в церковных мероприятиях и с детства воспитана в лоне церкви, брачный союз тоже закрепляет венчанием.
Вторая, многочисленная группа тех, кто в храме бывает редко, но все-таки хочет получить благословение. Причем священник также указал, что закреплять союз молодые предпочитают не сразу, а спустя несколько месяцев после официальной регистрации.
Третья группа венчающихся — совсем неожиданна. Это люди в возрасте. Прожив вместе по 20 лет, они решаются закрепить союз перед Богом. «Среди верующих преобладают женщины, чаще инициатором венчания является женщина.
В последнее время многие люди стали венчаться после десяти, двадцати лет совместной жизни. То есть венчание для таких людей становится не зачином брака, а констатацией факта, что брак состоялся», —
подтверждает Наталия Чуркина, доцент кафедры социологии, педагогики и психологии НГАСУ. Для молодежи вера в Бога, по мнению ряда исследований, совершенно спокойно сочетается в веру в НЛО, магию и колдовство, а исполнение религиозных обрядов обязательным не является. Таким образом, для большинства россиян обряд венчания в большей мере может быть данью моде, чем осознанным религиозным актом, уверена социолог.
«Для верующих венчание — таинство, которое обеспечивает святость брака. Многие венчаются, «потому что это красивый ритуал». Но даже в этом случае венчание может служить определенной гарантией крепости брака. В сознании людей существует понимание, что гражданский брак расторгнуть намного легче, чем церковный», — резюмирует Наталия Чуркина.
Римма Ефимкина, гештальт-психотерапевт центра психологии НГУ, видит в процедуре венчания большой психологический плюс: люди дают добровольное согласие развивать самих себя в этом союзе и при столкновении с кризисом или тупиком стараются избежать инфантильной стратегии избегания или развода при первой возможности.
В социальной концепции Русской православной церкви прописаны несколько поводов для расторжения церковного брака, и все — довольно серьезные. Раньше таковыми являлись только смерть супруга, переход его в другую веру или измена. Сегодня в список входят такие пункты, как безвестная пропажа, заболевание сифилисом, алкоголизм, осуждение к наказанию с лишением прав, посягательства на жизнь супруги и детей, душевная болезнь, аборт супруги без согласия мужа или злонамеренное оставление одного супруга другим. Для того чтобы совершить духовный развод, нужно прийти с бумагой о разводе в епархиальное управление и ждать рассмотрения дела. Тому, кто в распаде семьи оказался не виноват, повторный брак церковь разрешает. «Для этого существует особый ритуал, менее торжественный, чем при первом венчании», — пояснил Иоанн Реморов.
Несмотря на то что разойтись по причине «не сошлись характерами» церковь разрешит вряд ли, венчанный союз может распасться даже у истинно верующих людей. Как рассказала Римма Ефимкина,
представители церковных общин, венчанные по молодости, после 30 лет могут переживать кризис сценарного отделения, когда вдруг осознают, что жили по чужим авторитетам. Такие люди становятся посетителями психолога не реже, чем простые «неверующие».
Факт венчания для обычной семьи, где нет алкоголиков и семейного насилия, но есть куча рядовых кризисов, может как укрепить союз, так и сослужить плохую службу, уверена психолог семейного центра Familia Татьяна Скрицкая. При незначительных трудностях венчание помогает: благодаря особому ритуалу, который пережили супруги, у них возникает своего рода виртуальный посредник — высшие силы, и работает этот посредник лучше рядового психолога. Вера срабатывает, и супруги проще мирятся.
В более серьезных конфликтах все усложняется: здесь появляется соблазн переложить ответственность за возникший тупик все на те же высшие силы: «Господь так решил, и у нас не сложилось».
По мнению психолога, это очень вероятный сценарий для тех пар, где есть подсознательная неуверенность в отношениях, и когда венчанием (варианты — рождением ребенка или перестановкой мебели по фэн-шуй) пара пытается переложить ответственность за свою жизнь на кого-то еще. А перекладывание ответственности в любой форме — будь то перестановка по фэн-шуй или венчание, никакой союз укрепить не сможет.
Ирина Киснер
Фото thinkstockphotos.com