NGS
Погода

Сейчас+6°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+6°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +2

4 м/c,

сев.

758мм 39%
Подробнее
4 Пробки
USD 92,51
EUR 98,91
Реклама

«Надо громко стучать»

Как выжить, став участником автокатастрофы, затопления судна, пожара или крушения поезда

В разные годы именно в последний месяц лета в России произошли самые серьезные потрясения. Начиная с 1991 года, на этот месяц приходятся ГКЧП, несколько крупных авиакатастроф, гибель подлодки «Курск», пожар на Останкинской телебашне, теракт на Черкизовском рынке в Москве, война с Грузией, авария на Саяно-Шушенской ГЭС. В прошлом году в августе полыхали по всей России леса. Буквально накануне на трассе между Новосибирском и Кемерово попал в ДТП очередной автобус.

На дороге

Уходя от лобового столкновения, мой знакомый оказался вместе с машиной на боку в кювете. Как он позже признался — удар от подушки безопасности оставляет не самое приятное впечатление. Через несколько минут он полностью пришел в себя. Ремень был пристегнут, и отстегнуть его никак не удавалось. И мысль крутилась в голове — вот бы сейчас нож, я бы и подушку проткнул, чтобы не мешалась, и ремень срезал. Дверь заклинило, бить стекло было жалко и нечем. Один раз попытался ударить локтем — боль пронизала руку и плечо до самой шеи. А еще между педалями застряла нога, и он все думал: а вдруг искра и машина вспыхнет? Выбравшись, ходил вокруг нее, смотрел, что помял. Было трудно дышать. Машины останавливались, кто-то предлагал помощь, но он отказывался — вроде все было нормально, только голова кружилась, потом из носа пошла кровь и все — очнулся уже в больнице.

Первое, что нужно было сделать, когда выбрался из машины, — это не повреждение на ней искать, а отключить аккумулятор, советует заместитель начальника аварийно спасательной службы НСО Константин Можейко. Надо обозначить место аварии. Умирают в таких ситуациях чаще всего от потери крови и проблем с дыханием. Не надо ходить вокруг машины. Надо остановить кровь, лечь на бок, чтобы в случае потери сознания не завалился язык, и ждать помощи.

В воздухе

Никому из пассажиров не интересно, когда мы проводим инструктаж, смеется знакомая стюардесса. А вот когда их борт готовился к «жесткой» посадке, ей пришлось жестко успокаивать пассажиров. Это не шутка — рассказывала она. — Голову действительно надо прижимать к ногам именно как в кино, так советуют. И зачем нужен ремень — все сразу поняли, когда в болтанке людей едва не выкидывало из кресел. Когда самолет остановился, бортпроводники окрыли аварийные выходы, трапы автоматически надулись, и народ бросился к выходам. И как бы экипаж ни пытался всех положить на спину на надувном трапе, половина бросалась вниз головой. А потом разбежались, и спасатели и медики ловили испуганных людей в ночном поле.

Залог спасения в четком соблюдении всех авиационных правил — уверен начальник инспекции безопасности полетов аэропорта «Толмачёво» Сергей Прозоров. Ремень лучше всего держать застегнутым весь полет. Если грозит разгерметизация, то кислородную маску надо сначала надеть самому, а уже после помочь детям или старикам. Покинув самолет, надо отойти от него на 100–150 метров, но держаться всем вместе, чтобы спасатели могли найти всех людей и оказать помощь.

На воде

Знакомый как-то раз перевернулся на надувной лодке, отправившись поутру на рыбалку. Благо, с лодкой ничего не произошло, но перевернуть ее он не смог, только силы зря потратил. Держась за нее, он доплыл до берега. Продрался сквозь камыши и долго бегал, пытаясь согреться. Спасательного жилета не было. Сапоги пришлось скинуть еще в воде.

Самое опасное — это переохлаждение, — считает спасатель Константин Можейко. Надо освободиться от обуви и одежды, которая неплотно прилегает к телу. Облегающую одежду надо оставить. Она будет задерживать воду, согретую телом. Если в воде оказалось несколько человек, следует держаться вместе, согревая друг друга дыханием и плотно прижимаясь друг к другу. Надо озираться и искать возможную помощь. И только заметив тех, кто может оказать помощь, надо кричать и привлекать внимание, но делать это надо не всем вместе, а по очереди, таким образом экономя силы.

В огне

Когда 16 января 2006-го во Владивостоке загорелся 8-этажный офисный центр, где располагалось отделение банка, никто не мог предположить, какой страшной трагедией это закончится. Запертые огнем на верхних этажах люди не смогли выбраться из здания и выпрыгивали из окон. Гибли люди и от дыма. Те, кто остался жив, позже вспоминали, что закрывались в дальних кабинетах, прихватив собой огнетушители, закладывали двери в кабинеты мокрыми тряпками, поливали двери водой, делали простейшие маски, чтобы не отравиться продуктами горения и по телефонам поддерживали связь с дежурными, рассказывая о своем местонахождении. Пожарные спасали в первую очередь тех, кто сигнализировал из окон, и тех, чье место положения было известно точно.

«Часто люди силы не рассчитывают и пытаются использовать какие-то занавески, полотенца и прочее, чтобы спуститься с высоты. Но срываются и гибнут. Так делать можно, только когда другого выхода нет. Надо искать место, где можно спастись, бороться до последнего», — считает заместитель начальника муниципальной аварийно-спасательной службы Дмитрий Чепухалин.

На железной дороге

Замкнутое пространство — вот самая большая опасность при крушении поезда или вагонов метро. Пластик вагонов может загореться, ведь многие вагоны наших поездов отапливаются по старинке — углем. Есть и опасность получить удар током, если это электропоезд. Выходы оказываются заблокированными. Окна хоть и разбиты, но куда ведет это путь — неизвестно. Много битого стекла и острых металлических конструкций.

Начальник Сибирской военизированной горноспасательной части Андрей Агеев советует не паниковать, оценить пространство и обследовать себя. Освобождать тело можно только если уверен, что ничего не рухнет и не упадет. При малейшем сомнении лучше ничего не трогать. Не надо зажигать огонь. Постоянно кричать не надо. Надо громко стучать каждые 15–20 минут. Если рядом есть люди, подавать сигналы надо по очереди. Во время спасательной операции ее руководитель будет регулярно объявлять «минуту тишины», чтобы спасатели прислушались к звукам. Выбравшись самостоятельно, не надо уходить от своего вагона далеко.

Сергей Стюард

Фото thinkstockphotos.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления