NGS
Погода

Сейчас-6°C

Сейчас в Новосибирске

Погода-6°

пасмурно, снег

ощущается как -11

4 м/c,

с-в.

755мм 64%
Подробнее
4 Пробки
USD 93,29
EUR 99,56
Реклама

Я — начальник, ты…

Пять качеств настоящего руководителя, которые необходимо развить в себе в любом случае

Любая работа — все равно станок. Или конвейер. Набор стандартных операций с заранее оговоренными правилами. И не важно, что производит этот конвейер — аналитические отчеты, международные авиаперевозки или статьи для журнала. Цели у любой работы только две: деньги и слава. Все остальное — побочные продукты. Вариантов достижения этих целей три: собственное дело, госслужба и работа по найму. В первом случае человек сам себе хозяин и сам устанавливает правила, во втором и в третьем плясать придется под оркестр дудочек, и чем выше работник стоит на иерархической лестнице, тем меньше чужих мелодий он должен слушать. С определенного момента ему позволяют играть собственную партию. И конечно, многие хотят быть дирижерами оркестра. Этому надо учиться.

Оставим без внимания вариант карьерного роста, обусловленный родственными и дружескими связями. В этом случае работают совсем другие законы. Если работник начинал равным среди равных, то для повышения статуса ему нужно доказать свою необходимость. Процесс этот схож с заключением брака. И в том, и другом случае на одну чашу весов придется бросить часть личной свободы, на другой окажется некая защищенность и удовлетворение. Выбранный баланс не должен вызывать дискомфорт. Плюсы и минусы надо уравновесить.

Быть хорошим руководителем — наука и искусство. Попытаться делать шаги вверх — это значит, по капле выдавить из себя подчиненного. И приобрести или развить другие навыки и качества.

Адекватная самооценка

Чтобы стать начальником, не лишним будет понять, а хочешь ли ты этого. Вопрос «смогу-не смогу» — это всего лишь оценка профессионализма. На него помогут ответить и начальники, и кадровики, и коллеги. А желание руководить либо есть, либо его нет. Я знаю несколько программистов, которые хорошо делают свое дело, но отказываются возглавлять группы и отделы. Они прекрасно чувствуют себя в нынешних условиях и абсолютно не стремятся их менять. Пренебрегают прибавками к зарплате, не желая расставаться с комфортом.

Мыслить критично по отношению к себе — одна из самых сложных задач. Развить этот навык может помочь хороший HR-менеджер. Надо говорить с этими людьми, они знают вопросы, честные ответы на которые дают человеку неплохое представление о собственных возможностях.

Жесткость, но не жестокость

В армии и правоохранительных органах есть такая неписаная истина: лучше всего дисциплина в тех подразделениях, в которых постоянно соблюдается один и тот же порядок. Там, где распорядок и взаимоотношения каждый день новые, всегда полно проблем.

Регламент работы в фирме ничем не отличается от армейского, за исключением строгости устава. Но и на «гражданке» командир не может позволить себе слабость нарушить порядок в угоду личным симпатиям.

Держать коллектив придется железной рукой, на стальном поводке и немалой дистанции, наживая недоброжелателей и слыша за спиной недовольные речи от тех, кого еще вчера считал друзьями. Нельзя позволять себе слабость быть добреньким. И распорядок дня, и личное время, и форма взаимоотношений с коллегами — все придется подчинить работе, но при этом не стать тираном.

Так же, как все

Очень плохой начальник тот, кто, выбившись в руководители, перестает участвовать в производственном процессе на низшем уровне. Эти люди, изображая из себя элиту, часто теряют квалификацию. Они отдают распоряжения, не имея представлений о том, как делаются те или иные операции. Результаты такого руководства всегда плачевны.

Начальник не должен гнушаться встать к станку. Даже те из хирургов, кто давно руководит целыми клиниками или институтами, оставляют в своем графике время на самые обычные операции.

Командиры подразделений, носящие краповые береты, периодически выходят на спарринг с претендентами. Директора фермерских хозяйств в уборочную пору нет-нет да садятся за руль комбайна. Это — не показуха. Тем самым они говорят: «Я такой же, как вы, только у меня больше обязанностей».

Твой друг — язык

Плох тот начальник, который не только постоянно меняет требования и правила игры, но и не способен четко формулировать свои мысли. То, что ему понятно без слов, для подчиненного может быть темным лесом.

Правильному и доступному формулированию надо учиться. Недаром перед тем как устроить учения в поле, военные проводят штабные учения. Они проверяют обратную связь.

В какой форме это делать в бизнесе, можно выбирать. Эффект виден сразу. Если на планерках, пятиминутках или дружеских посиделках с коллективом начальнику никто не задает вопросов, не делает предложений и не спорит, значит, смысл его речей для подчиненных непонятен. Говори проще. Не усложняй и избегай витиеватых формулировок. Все — как с друзьями. Они же понимают тебя нормально.

Ты в ответе за всё

И в браке, и в армии глава семьи или командир принимает на себя обязанность защищать подчиненных, и он же несет ответственность за все результаты их деятельности. Я был очевидцем конфликтов в фирмах, когда начальники отделов перекладывали вину на своих подчиненных. Это недопустимо.

Если ты не заметил настроения или проблем работников, потерял контроль над временем или что-то еще помешало выполнить задачу — вина подчиненного вторична.

Брать ответственность на себя сложно и, конечно, может выйти боком, но иначе руководитель лишь «шишка на ровном месте». За такого человека коллектив не вступится, когда тебя будут «есть с потрохами» соперники.

Даже если ты не начальник

Кто-то, прочитав написанное, может решить не испытывать судьбу и не лезть в начальники. Жизнь и так полна сюрпризов, и стоит ли ее усложнять. Но учиться никогда не поздно и никому не противопоказано. Знания в области управления персоналом, как и психологические навыки, можно применять не только для карьерного роста, но и в обычной жизни.

Любая группа больше трех человек живет по одним и тем же законам. Варьируются только некоторые условия.

А еще психологи советуют руководителям периодически проходить тренинги так называемого «личностного роста». Подпитывая здоровый эгоизм, на котором стоит современный бизнес, начальники разного калибра начинают считать своих подчиненных этаким «мясом», задача которого беспрекословно падать на амбразуры. Это большая ошибка. Сегодня ты сидишь в кресле. А что будет завтра? Поэтому, как говорят американцы, будь вежлив с каждым — неизвестно, кто попадет в число двенадцати присяжных.

Сергей Стюард

Фото gettyimages.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления