Нежданные октябрьские снегопады на несколько дней почти парализовали город — весь Новосибирск дружно стоит в пробках и опаздывает кто куда. Ощутимо везет тем, кто живет недалеко от метро, но когда оно доберется до отдаленных микрорайонов, пока неизвестно. Зато электрички во многие районы уже добрались — их жители едут до центра меньше часа, а бонусом экономят деньги на жилье. Где жить, чтобы забыть о пробках, сколько там стоят квартиры, как часто ходят электрички и чем они лучше автобусов, узнавала корреспондент НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ.
Для иногородних клиентов наличие электричек часто бывает решающим, говорит заместитель директора АН «Грановит» Галина Титова. Новосибирцы же этот вид транспорта пока в полной мере не оценили и нередко выбирают тот район, в котором родились: к примеру, житель «Родников», переезжая от родителей, вряд ли купит квартиру на Первомайке.
Однако именно этот район — лидер по обеспеченности электричками. Он расположен между железной дорогой и рекой Иня, поэтому от большинства домов можно дойти до станции пешком. Специалист АН «Жилфонд» Вероника Култышева отмечает, что для продавцов жилья в этом районе типично указывать в объявлениях степень близости к той или иной станции — от расстояния зависят цена и интерес покупателей.
Больше всего повезло жителям микрорайона «Весенний»: со станции Разъезд Иня по утрам электрички уходят буквально каждые 10 минут, поезд едет отсюда до главного вокзала всего 20 минут. В жилмассиве еще есть строящиеся дома, по данным портала N1.ru, самая дешевая студия продается за 999 тыс. руб., ее площадь — 21 кв. м.
На других станциях интервал движения поездов ощутимо больше — например, мимо станции Первомайская с 8 до 9 утра проходит три электрички. Билет отсюда до центра стоит 35 руб., однако жители окрестных домов нередко предпочитают электричку автобусам и маршруткам.
«Электричка — это стабильность, — говорит жительница района Юлия. — Добираюсь до вокзала за 30 минут, а на автобусе дорога без пробок займет около часа.
Особенно электричка выручает в –30, когда на остановке огромная очередь, и в снегопад, когда "стоит" Большевистская».
В районе станции Первомайская ПСК «Березка» строит ЖК «Манхеттен» — на сайте компании сказано, что стоимость «квадрата» в однокомнатной квартире начинается от 47 тыс. руб. Через дорогу возводит дома «Краснообск.Монтажспецстрой» («КМС») — здесь студии в 20,62 кв. м продают за 937 509 руб. Самая дешевая готовая квартира в новостройке вблизи железной дороги, по данным портала N1.ru, стоит 960 тыс. руб., ее площадь — 21 кв. м.
Не страшны 10-балльные пробки и жителям Троллейного и Западного микрорайонов: у них под боком сразу три станции — Новосибирск Западный, Западная площадка и Ипподром. «Порой езжу на электричке с Западной площадки — и это супер-удобно! — рассказывает PR-менеджер АН «Квадротека» Наталья Мжельская. — Утром и вечером еду над площадью Труда и поглядываю сверху на стоящее в пробке кольцо». По ее словам, дорога до главного вокзала занимает всего 22 минуты, но даже в часы пик электрички ходят с интервалом в 50 минут.
В этом районе строят два новых жилых комплекса: «ЧеховSKY» и «КрымSKY». 1-комнатная квартира площадью 34 кв. м там стоит 1,9–2,19 млн руб. При этом самая дешевая «однешка» в 30 кв. м на вторичном рынке стоит 1,4 млн руб.
Обогнать пробки на электричке могут и жители ул. Авиастроителей. Хотя, отмечает менеджер отдела продаж компании «Этажи» Виктория Суворова, это не самый популярный район. Там строится всего два дома: компании «КМС» (самая дешевая квартира площадью 24,84 кв. м стоит около 1,4 млн руб.) и «Строительного треста № 43» (здесь все уже продано). Самое доступное предложение на вторичном рынке, по данным сайта N1.ru, — студия площадью 21,5 кв. м за 1,35 млн руб.
Железная дорога спасает не только жителей отдаленных районов — на электричках нередко добираются до центра обладатели квартир в ЖК «Европейский берег», который возводит вдоль ул. Большевистской «Сибакадемстрой». Самая дешевая «однешка» площадью 24,5 м здесь продается за 1,5 млн руб. «Не секрет, что плотные многокилометровые дорожные заторы — это постоянная проблема ул. Большевистская, а других магистралей в распоряжении у жителей "Европейского берега" нет», — объясняет специалист АН «Жилфонд» Вероника Култышева. При этом до станций Инструментальный или Новосибирск-Южный оттуда нужно идти около получаса по не самой живописной местности.
Станция Сеятель в Академгородке позволяет его жителям добираться до главного вокзала Новосибирска за 30–40 минут, заплатив 53 руб. Но для покупателей квартир в нижней зоне научного центра электричка не является преимуществом, считает директор Ленинского АН «Афина-Паллада» Светлана Вернер.
По ее словам, тот, кто может позволить себе купить там жилье, как правило, имеет личный автомобиль и не готов отказаться от поездок на нем даже в снегопады.
Кроме того, многие академовцы работают недалеко от дома.
Станция Сеятель открылась после реконструкции в 2015 году как транспортный узел нового типа: новосибирские власти предполагали, что жители района будут оставлять машины на бесплатной перехватывающей парковке у вокзала и ехать в центр на электричках. Однако пробка по пути в город так и не исчезла, а через год парковку сделали платной.
В пешей доступности от Сеятеля всего две стройки: ЖК Galileo компании «Роснефтегазстрой-Академинвест» и дом на бульваре Молодежи, который возводит «Академмедстрой». В первом самая дешевая 1-комнатная площадью 44 «квадрата» продается за 3,716 млн руб., во втором студия 28,76 «квадратов» стоит порядка 2 млн руб. Самая дешевая готовая квартира в базе сайта N1.ru стоит 1,49 млн руб., ее площадь 31 кв. м.
В числе минусов электричек эксперты и пассажиры называют засилие дачников летом, строгое расписание (которое, если не опаздывать, может быть и плюсом) и странноватый контингент (впрочем, с годами он меняется в лучшую сторону). Галина Титова при этом отмечает, что состояние посадочных платформ и станций города в последние 3–5 лет заметно улучшилось.
Недавно компания «Экспресс-Пригород» задумалась о развитии сети новосибирских электричек. Летом перевозчик сообщал о планах задействовать Клещихинскую железнодорожную ветку, которая сейчас используется лишь для перевозки грузов. Это позволило бы жителям крупных левобережных микрорайонов, таких как «Матрешкин двор», Северо-Чемской, Южно-Чемской, «Акатуйский», без пробок и пересадок добираться до вокзала Новосибирск-Главный. Впрочем, пока это только идея и конкретных планов по развитию в столице Сибири системы экспрессов, которая так хорошо показала себя в Москве, озвучено не было.
Фото Александра Кряжева (РИА Новости) (1), Татьяны Фатеевой (2, 4), предоставлено компанией «Сибакадемстрой» (3)