NGS
Погода

Сейчас+1°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+1°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -4

4 м/c,

с-з.

754мм 45%
Подробнее
3 Пробки
USD 93,29
EUR 99,56
Реклама
Недвижимость «Дворник сделал подсветку рядом с оперным»

«Дворник сделал подсветку рядом с оперным»

Эксперт по архитектурному освещению Александр Комаров о том, как офисный небоскреб на площади Ленина начал переливаться ядовитыми огнями

За оперным театром этим летом засветился в ночи офисный центр с высокой башней — бизнес-центр «Сарэт», переименованный в «Ситицентр». Впервые об этом светящемся здании я прочитал на facebook-странице одного хорошего архитектора с комментарием: «Дворник сделал подсветку рядом с оперным театром». И действительно, увидев яркое «световое шоу» рядом с важнейшим с архитектурной точки зрения объектом на главной площади города, я был очень удивлен.

Начнем с того, что есть такое понятие, как световой ансамбль, которое означает, что объекты внутри ключевых перекрестков города должны освещаться в едином стиле. Кроме того, в Новосибирске существует утвержденная градостроительным советом города концепция архитектурного освещения, которая определяет, каким оно должно быть в зависимости от зоны города, назначения объектов, окружения и пр. В ней даже прописаны графические примеры, как это можно реализовать.

Их объединяют единые светоцветовые решения: применение нейтрально-белого и тепло-белого цветов и базовые приемы освещения — локальная подсветка, с которой отлично сочетается равномерная заливка светом карнизов, примерно соизмеримая яркость освещенных фасадов. Чтобы это понять и увидеть, даже не обязательно быть специалистом в архитектурном свете. На площади Ленина в принципе маловероятно допускать какие-либо приемы контурного освещения, световой графики, поскольку они будут восприниматься как временная иллюминация, наподобие новогодней, или, еще хуже, как рекламная.

При разработке проекта освещения площади также появляется понятие «генотип» — когда рисуется линия вдоль всех, грубо говоря, «верхушек» освещенных объектов с точки зрения важных ракурсов наблюдателя-пешехода. В идеале эта линия должна быть плавной, но здесь из-за высоты объекта нужно было бы уделить этому особое внимание.

Оперный театр является самым важным объектом площади, и другие объекты вокруг него не должны перетягивать внимание на себя. Кроме того, из-за высоты бизнес-центр относится к категории световых доминант, его освещение обязательно должно быть прорисовано на силуэте города и с декоративной точки зрения одобрено как один из важных элементов, формирующих общий силуэт.

Но мы имеем здание, которое не согласовано с точки зрения ночного освещения, потому что ни один архитектор города не смог бы это согласовать.

Его подсветка противоречит городской концепции освещения, разрушает единство цветосветового ансамбля главной площади города, забирает все внимание наблюдателя, портит силуэт города своей вычурной амбициозностью и агрессивностью. Если воспринимать объект как временную праздничную инсталляцию типа новогодней елки, тогда с этим еще как-то можно было мириться, но ведь это не так.

Да, мы знаем примеры подобного освещения в Москве, где внутри Садового кольца объекты освещения переливаются цветами, но там, во-первых, это праздничный режим освещения, в будни фасады освещаются в менее раздражающих цветовых гаммах, а во-вторых, это происходит на фасадах всех соседних зданий, что придает единый характер общей картинке. Но, что греха таить, в нашем городе налицо китч.

Почему это сделано так? Не секрет: собственник здания на падающем рынке всяческими путями пытается привлечь внимание к своему объекту, и это реально работает и помогает продавать квадратные метры. Как бизнесмен, я его (их) могу понять, но как житель города я чрезвычайно озадачен. Ведь если развивать эту идею, то можно натянуть большой баннер на фасаде оперного и внутри театра открыть новое заведение Дениса Иванова — я не сомневаюсь, что это место будет пользоваться большой популярностью. Везде должны быть свои каноны, и если разрешить владельцам зданий делать все, что они захотят, это будет являться примером и другим людям нарушать установленные правила.

В других городах, например, в Алматы, где недавно разработали концепцию освещения, в случае если появляется подобное «чудо», аким (мэр) города — первый, кто реагирует на подобные проявления воображения владельцев зданий и дает распоряжение запретить эксплуатацию такого объекта, вносит замечания, которые необходимо исправить.

Причем в Алматы не существует какой-либо службы, которая занималась бы этим вопросом, как и у нас. Я считаю, что этот вопрос тоже необходимо переадресовать нашему мэру, чтобы он поступил похожим образом.

Что касается стратегических решений, то, на мой взгляд, нужно обязать застройщиков и владельцев зданий согласовывать свои проекты с администрацией города или с отдельными профессионалами, нанятыми на подряд. Текущая концепция освещения Новосибирска должна быть опубликована на сайте мэрии вместе с примерами, а в идеале должна быть расширена и дополнена, поскольку сейчас она слишком кратка и частично потеряла актуальность. Соответственно должны быть созданы локальные нормативно-правовые акты и сформированы механизмы работы. Если начать решать все эти вопросы последовательно, это на самом деле не так сложно, как кажется на первый взгляд. И это надо делать, чтобы город в ночном освещении был комфортным и уютным как для жителей, так и для гостей.



Александр Комаров, гендиректор компании West Building (разработчики концепции архитектурного освещения Новосибирска и Алматы, авторы подсветки отеля Marriott, универмага Lukse, ЖК «Кедровый»)
Фото и видео Александра Ощепкова

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления