Согласно советской градостроительной концепции микрорайоны проектировались как открытые общественные пространства с сетью общедоступных проездов и проходов, что позволяло снижать плотность улиц.
При этом детские сады и школы обносились оградами, образуя внутри микрорайонов не предназначенные для свободного передвижения участки. Если микрорайону не хватало одного детского учреждения — вплотную с ним строилось новое. Пешеходам отводились проходы между заборами.
Пересмотр земельно-имущественных отношений повлек за собой массовое возведение заборов вокруг жилых домов. Такое дробление микрорайонов на огороженные земельные участки разрушило сеть общедоступных проходов и проездов. Огражденные заборами участки ограничивают связанность и проницаемость городского пространства, перекрывая пешеходам короткие пути и лишая возможности выбирать маршрут. В ситуации, когда проектные нормативы не учитывают критерии комфорта пешеходных путей, все это пагубно сказывается на активности и безопасности территории, снижает ценность городской среды.
Наследие советского градостроительства (низкая плотность улиц и ограды учреждений) и модная тенденция ограждать каждый земельный участок привели к тому, что заборы сопровождают человека от роддома до могилы.
Проходы между заборами — это проявление гуманизма по отношению к пешеходам. Но выгороженные тротуары — выделенные людям пути передвижения между изгородями — напоминают не пешеходные улицы, а скотопрогоны.
Дмитрий Ощепков, архитектор Творческой архитектурной мастерской «Лантерна»
Фото автора