Анализируя комфортабельность новых микрорайонов, давайте исходить из нехитрой аксиомы, что людям время от времени необходимо куда-нибудь выезжать. Чаще всего на работу и, как правило, в часы пик. Основные потоки направлены в центр или через центр Новосибирска в места концентрации рабочих мест. По центру, спасибо точечной застройке, уже давно быстрее ходить пешком или передвигаться на метро. Если на автомобиле и доедешь чуть быстрее, потом будешь 15 минут искать место для парковки. А вот сколько займет дорога до центра? Вопрос для жителей новых жилых комплексов далеко не праздный. И ближе — не значит быстрее.
Сравним три жилых комплекса «Дивногорский», «Новомарусино» и объявленный жилой массив Нью-Затон (общей площадью 200 тыс. кв. м). Последний географически в 2 с лишним раза ближе к Димитровскому мосту — 2 км против 4,5 км до «Дивногорского» и 5 км до «Новомарусино». Но это если ехать с часу ночи до 6 утра, а теперь посчитаем емкость Нью-Затона в автомобилях. 200 тыс. кв. м жилой площади — это 8–8,5 тыс. жителей. Если половина планирует выехать на работу в час пик, то это 4250 человек. В среднем в автомобиле 2 человека, итого 2125 дополнительных автомобилей должны въехать на ул. Большую в течение часа пик. 35 машин в минуту, из которых 80 % (28 штук) делают поворот налево. Пешком получится быстрее. Из инфраструктуры рядом с Нью-Затоном одна школа и один детский сад; как-то не верится, что подобные учреждения построят на Затоне опережающими темпами, так что добавляйте еще тысячу машин в утренний трафик. На сколько там нужно продавать дешевле, чтобы составить конкуренцию отдаленному «Новомарусино»?
И это совсем не единичный пример, накануне выборов город получил долгожданную развязку на Петухова. Здорово, теперь пробка уедет на Винаповский мост и дальше на перекресток Мира – Аникина. А между тем в районе Бронная – Петухова строится одновременно 92 дома (пока 92): ЖК «Просторный», ЖК «Матрешкин двор», пять спаренных домов «Томской домостроительной компании», три дома ЖК «Акварельный». Там у нас формируется глобальная пробка для «бутылочного горлышка» на въезде в Северо-Чемской микрорайон. Жители поедут по Бронной на ул. Комсомольская. А эта улица ведет через густонаселенный район и состоит практически из двух полос, по одной в каждую сторону. А на пересечении Бронной и Прокопьевской в этот трафик надо добавить жителей малоэтажных поселков «Бавария», «Белые росы» и полуразрешенного строительства на самой Прокопьевской. А часть этого потока попадет на новую развязку.
Есть и положительные примеры: тот же тоннель под переездом перед Кольцово, он просто экономит время, которое было потрачено на ожидание проезда поезда. Или мост между ул. Выборной и Кирова, он практически перевел статус района на Выборной из отдаленного в район средней отдаленности.
В целом по городу автомобильные потоки увеличиваются быстрее пропускной способности дорог и новых мостов и развязок. В ближайшие годы такой критерий, как транспортная доступность, будет играть более значимую роль в выборе новостройки. И то, что 5–6 лет назад казалось ужасной пробкой, становится неизбежным атрибутом нынешнего дня. Сегодня важно, чтобы из микрорайона имелось 2-3 альтернативных беспробочных выезда на одну из движущихся магистралей. Например, как в том же «Дивногорском»: ул. Большая, 2-я Станционная или далекий, но альтернативный въезд в Калининский район по Северному объезду.
Проблема коснулась практически всех комплексных площадок в отдаленных частях города. Застройщики, которые продолжают осваивать площадки, пытаются решить этот вопрос. К 100 домам на ЖК «Плющихинский» строительство метро временно отложили — интересно, на какое время. Есть надежда, что «КПД Газстрой» решит транспортные вопросы ЖК «Чистая Слобода». А пока обратите внимание на компании, которые не боятся устраивать тест-драйв для потенциальных клиентов. Всем же покупателям новых квартир советую хотя бы прикинуть «время в пути», чтобы не купиться на «10 минут до площади Ленина».
Сергей Николаев, независимый аналитик
Фото автора