
Поделиться
Риэлторские агентства в России появились после приватизации жилья, когда квартира стала собственностью прежнего нанимателя. Агентства были призваны не только помогать в поиске жилья для покупки, но и профессионально проводить проверку истории квартиры и представленных документов. При этом агентство, по моему мнению, должно выступать гарантом правомерности сделки и нести финансовую ответственность в случае отторжения жилья у добросовестного приобретателя. Т.е. фактически быть страховым гарантом при приобретении квартиры.
Однако 3–5 лет назад в Новосибирске сложилась практика проведения сделок с новостройками по договорам долевого участия при посредничестве риэлторских агентств. Восстановить сейчас, кто начал эту практику, невозможно. Некоторые застройщики открывали «карманные» агентства, которые играли роль отделов продаж, и «прирабатывали», продавая вторичку покупателей строящегося жилья. Это было в принципе понятно и логично. Сейчас же практически все агентства, особенно в условиях кризиса, когда спрос по вторичке упал значительно сильнее, чем на новостройки, всеми силами пытаются принудить застройщиков покупать их услуги, при этом стоят они от 3 % стоимости жилья и, по слухам, эта цифра доходит до 11 %.

Поделиться
На первый взгляд, все замечательно — потребителю бесплатно профессионально помогут подыскать жилье по требуемым параметрам. Однако это не совсем так — потребителю «настойчиво порекомендуют» то, за что застройщик даст бьшую комиссию. А откуда возьмется эта баснословная комиссия? Конечно же, с завышенной цены квадратного метра. Пословица про мышь и сыр работает всегда… Может, тогда агент выступит гарантом, что дом точно достроят? Ничего подобного. Гарантировать возврат вложенных средств в случае заморозки строительства законодатель агентство не обязал. Так что в лучшем случае потребитель получит приятное общение с риэлтором, четкую ориентацию на объект, который ему более выгодно продать, и профессиональное вымарывание прочих новостроек. Таким образом, уж коли застройщик «заказал музыку», то под нее покупатель и будет вынужден «сплясать».
Риэлтор, как и все прочие люди, должен всегда заботиться о своем хлебе насущном, а по возможности еще и о профессиональном росте, так как ценность специалиста на рынке труда — тот фактор, который и может обеспечить это благополучие. Но что знает специалист, выступающий агентом по продаже новостроек? Ведь договор заключает застройщик, отношения со страховой компанией выстраивает застройщик, аккредитацией объектов под ипотеку занимается застройщик… Продажа новостроек становится легким хлебом для риэлторов в условиях, когда на вторичном рынке продажи встали из-за высоких ипотечных ставок и экономического спада в стране.
При таком конкурентном рынке и сложившейся финансовой ситуации застройщикам надо задуматься, нужны ли посредники между ними и потребителем. Уже большинство рынков избавились от затрат, не имеющих смысла.
Лариса Ландман, коммерческий директор компании «Зелёный дом»
Фото РИА Новости Григорий Сысоев