Больше всего жителям новых микрорайонов в Новосибирске досаждают пробки на дорогах. Они мечтают о метро, но бюджет города ограничен. Московская компания «Масштаб» придумала, как решить похожую проблему в столице: они готовы выплатить властям до 40 млрд руб. для компенсации расходов на продление Сокольнической линии метро. Девелоперы посчитали, если три новые станции построят рядом с возводимыми «Масштабом» домами, стоимость их жилья увеличится на 15–20 %. И половиной премии за это они готовы поделиться. Корреспондент НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ узнала в крупнейших строительных компаниях Новосибирска, готовы ли они перенимать столичный опыт и строить метро, линии скоростного трамвая, дороги, сады и школы.
Готовы ли вы участвовать в строительстве метро к своим жилым комплексам, на каких условиях?
Алексей Джулай, директор «Дискус плюс» (жилмассивы «Плющихинский» и «Просторный»): «С одной стороны, я хочу, чтобы люди жили лучше. С другой стороны, я не думаю, что кто-то будет сильно рад, если я наценю свои квартиры на 20 %, но поставлю линию метро. Я не за рублем гонюсь, я строю доступное жилье. В Москве на это готовы пойти, видимо, очень крупные строители. Я пока до этого не дорос».
Андрей Каличенко, заместитель гендиректора компании «Энергомонтаж» (застройщик микрорайона «Родники»): «Москва — это другое государство с несопоставимыми масштабами строительства и объемами денежных ресурсов. У новосибирских компаний физически нет такого количества свободных средств, которых хватило бы на строительство метро».
Дмитрий Червов, гендиректор компании «Сибирь» (жилмассивы «Березовое», «Тулинское», на ул. Фадеева): «При размере площадки для освоения в 50–100 га строители могли бы вкладываться в инфраструктуру по мере ее застройки. В Новосибирске такое место есть на Ключ-Камышенском плато. Если застройщик возьмет там в аренду 50–100 га земли, ему будет целесообразно провести туда метро, чтобы поднять цены. Запросто, мне кажется это возможным и вероятным. Но я бы даже сказал — не метро, а скоростной трамвай. Это было бы интересно на возвратной основе — с возможностью получить потом из бюджета компенсацию за построенное. Также было бы интересно расширить Новосибирскую агломерацию или город и развить направление Затулинки, за которой располагаются элитные поля. Там можно было бы выставить 200–300 га под высотную застройку, а в условиях аукциона прописать: будьте любезны, постройте 10 км дороги для скоростного трамвая».
Эдуард Ляхов, заместитель гендиректора ЗАО «Строитель» по продажам (поселок «Новомарусино», ЖК «Астра» и «Статус»): «Каждый должен заниматься своим делом: застройщики строить дома, а власти — собирать деньги налогоплательщиков, деньги от продажи земельных участков и направлять их на инфраструктуру. Если каждый застройщик начнет заниматься не тем делом, город превратится в несогласованное лоскутное одеяло. Что касается метро и скоростного трамвая, это дорого и не наш бизнес. А вообще, развитие такого высокодоходного транспорта, как метрополитен, возможно на условиях концессии. Этим должны заниматься стратегические федеральные инвесткомпании, а не застройщики жилья».
Максим Петров, директор компаний «АКД» и «АКД-Мета» (ЖК «Бавария» и «Оазис»): «Нет, на данном этапе строители финансировать метро не готовы. Если говорить в цифрах, то вложение 1 млрд в строительство метро эквивалентно продаже четырех «Баварий» по завышенной цене (+10–15 %), без учета конкурентной среды, спроса и прочих факторов. Развитием подобных инфраструктурных объектов все-таки должен заниматься муниципалитет. Строительные компании платят налоги на ФОТ (фонд оплаты труда. — Е.С.), прибыль, имущество, НДС и т.д. На мой взгляд, компании были бы готовы вкладывать эти отчисления в городскую инфраструктуру (дороги и развязки, коммуникации, транспорт), такой вид сотрудничества был бы интересен».
Если не метро, то какую инфраструктуру вам интересно развивать вместе с городом?
Алексей Джулай: «Мы уже участвовали в проекте государственно-частного партнерства — построили за свои деньги детский сад на Плющихинском жилмассиве, а мэрия его выкупила. Строили ул. Волочаевскую, от Гусинобродского шоссе мимо «Ленты», и делали другие внутриквартальные дороги. Сейчас мы разрабатываем проект новой дороги: фрагмент большой магистральной дороги, сопоставимой с Ипподромской, — по генплану это ул. Трикотажная, которая тянется в нашу сторону от Горбатого моста. Эти проектно-изыскательские работы согласуются с мэрией, дальнейшая форма работы может быть разной. Возможно, это будет государственно-частное партнерство».
Андрей Каличенко: «Детские сады и школы мы строили на свои средства, а муниципалитет с нами будет рассчитываться. В следующем году мы начнем строить еще один детский сад. Здесь для нас нет доходной части. Такие проекты, когда коммерческие компании без прибыли для себя вкладывают и развивают такую инфраструктуру, я могу понять. Мы начали строить Красный проспект за свой счет. И ту часть, которую могли сделать, мы сделали. По факту это и есть партнерство с государством. Если говорить о скоростном трамвае до «Родников», там звучит цифра 15 лет окупаемости, а у нас нет свободных денег. Если брать кредит, он съест этот проект».
Дмитрий Червов: «Нам очень интересно строить сады и школы и передавать городу за компенсацию. За этим будущее — думаю, что скоро земли под комплексные площадки на других условиях не будут выделяться. На жилмассиве «Березовое» у нас другая нагрузка — по условиям аукциона мы построим дорогу Березовую. Это большая дорога шириной 7 м, которая свяжет два наших жилмассива с общей инфраструктурой Первомайки. Мы начнем ее строить в марте, и она будет стоить не дороже детского сада — около 60 млн руб. Чтобы работать над инфраструктурой на опережение, нужно разрабатывать другую схему государственно-частного партнерства — с привлечением кредитных ресурсов под гарантии государства. Если бы мне дали миллиард и я бы отдавал его 5–7 лет без процентов, дело бы пошло намного живее. Это могло бы повысить привлекательность жилья, увеличить продажи и уменьшить головную боль властей».
Эдуард Ляхов: «Понимая, что в нашем поселке «Новомарусино» будет жить более 10 тыс. жителей, мы ведем работу по организации маршрутов общественного транспорта до площади Маркса и Гарина-Михайловского, для этого мы пишем письма. Также мы написали запрос о благоустройстве остановочного комплекса, и это мы будем делать за свой счет, потому что так быстрее, надежнее и не требует больших вложений. Что касается садиков и школ, мы прошли инвестиционный совет губернатора — построенные нами школа и сад будут выкуплены властью. Поэтому инфраструктуру мы строим, но ее стоимость не вкладываем в квадратный метр жилья, а будем потом получать компенсацию из бюджета».
Максим Петров: «Сейчас мы завершаем строительство эстакады на Сакко и Ванцетти для жителей «Оазиса». Это двухполосная дорога с тротуарами для пешеходов, которая дает возможность беспрепятственно попасть к метро или, в случае с транспортом, — на ул. Кирова. Мы также благоустраиваем прилегающую территорию, там, где это физически возможно, — дороги, тротуары из плитки до «Бахетле», «Ауры» и ул. Б.Богаткова, уличное освещение. В ЖК «Бавария», помимо того что мы выделили землю муниципалитету под строительство детского сада, мы сейчас заключаем договор на его проектирование. Также ведем работу по созданию спортивно-рекреационной зоны в лесном массиве, находящемся в непосредственной близости к «Баварии». Делая эти затраты, мы пытаемся улучшить среду вокруг жилых комплексов. Невозможно посчитать процент увеличения инвестиционной стоимости квартиры именно из-за данного фактора, но, безусловно, мы считаем, что это увеличивает привлекательность жилья».
Елена Сафронова
Фото Стаса Соколова