
За достижение необходимых показателей для регионов в бюджете предусмотрели 13 миллиардов рублей в год
С 2026 года успешность губернатора в России будет измеряться не только дорогами и заводами, но и колыбелями: суммарный коэффициент рождаемости войдет в перечень ключевых показателей эффективности (KPI) глав регионов, а федеральный бюджет готов выделять на достижение этих целей колоссальные 13 миллиардов рублей ежегодно. Это беспрецедентная попытка переломить демографический тренд, поставив региональную власть перед фактом: дети стали государственным приоритетом номер один. Чего ждать от этой системы и действительно ли это поможет росту рождаемости — в материале НГС.
Будут дети — будут деньги
Россия десятилетиями борется с демографической ямой, перепробовав десятки мер поддержки семей. Теперь ставку делают на самый прямой административный ресурс: оценку работы губернаторов. Как сообщила в интервью изданию «Эксперт» вице-премьер Татьяна Голикова, с 2026 года суммарный коэффициент рождаемости станет официальным KPI для глав регионов, а в федеральной казне уже зарезервировано по 13 миллиардов рублей ежегодно на премирование тех, кто достиг поставленных целей.
Это заявление — не просто новость из сферы госуправления. Это явный сигнал о радикальном усилении демографической политики, переводе ее из плоскости социальной поддержки в плоскость жесткой административной ответственности региональных лидеров. Подкрепленное ежегодными бюджетными ассигнованиями для успешных регионов, это решение ставит демографию во главу угла работы губернаторов.
В то же время это признание глубины демографического кризиса, с которым не справляются меры вроде маткапитала или льготной ипотеки. Цель предельно ясна: заставить глав регионов воспринимать повышение рождаемости как свою личную ключевую задачу, от которой зависит не только их репутация, но и финансовое пополнение казны. Власть, судя по всему, надеется, что административный ресурс губернаторов, их близость к местным проблемам и возможность влиять на инфраструктуру (строительство детсадов, поликлиник, улучшение экологии) станут тем самым недостающим звеном для перелома тренда.
Потенциал у такого подхода, безусловно, есть. Он может резко повысить приоритет демографической повестки в регионах, заставив губернаторов искать нестандартные, адресные решения для поддержки семей, координировать работу подконтрольных им ведомств. Значительные финансовые стимулы должны подкрепить эти усилия.
Тем не менее риски такой административной мобилизации огромны и могут перевесить благие намерения. Главная проблема — сама природа рождаемости. Это глубоко личное решение, зависящее от множества факторов, слабо подвластных воле губернатора: уровня доходов конкретной семьи и её уверенности в завтрашнем дне, доступности жилья, карьерных возможностей для женщин, общих социокультурных установок. Можно создавать условия, но заставить рожать — нельзя.
Это порождает главную угрозу: искушение манипулировать показателями. В погоне за вожделенными цифрами и миллиардами из центра может возникнуть соблазн «корректировать» статистику, фокусироваться на краткосрочных мерах для уже многодетных семей или вовсе «накручивать» цифры в ущерб реальному качеству жизни. К этому добавляется проблема регионального неравенства: как справедливо оценивать губернатора депрессивного региона с вымирающим населением и главу республики с традиционно высокой рождаемостью? Установка единых планок может быть необъективной.
«Совершенно непродуктивное дело»

Эксперты сходятся во мнении, что главы регионов не смогут повлиять на увеличение уровня уровня рождаемости
Заведующая лабораторией экономики народонаселения и демографии экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Ольга Чудиновских считает, что губернаторы регионов не смогут влиять на уровень рождаемости.
«Я могу сказать, что вменять в обязанность губернаторам повышать рождаемость — это совершенно непродуктивное дело. Это ведет, как уже некоторые предположили, к развитию различных махинаций и схем, которые не приведут к нужному результату», — отметила она в разговоре с корреспондентом НГС.
Ольга Чудиновских привела в пример губернатора Вологодской области Георгия Филимонова, который пообещал платить приезжающим в регион для родов женщинам по 50 тысяч рублей.
«Допустим, женщина приедет рожать в его регион, но потом она же уедет с этим ребенком обратно. То есть это чистая фикция для статистики, которая учитывает ребенка по месту рождения, а не по месту регистрации его матери», — объяснила собеседница НГС.
Рождаемость, по словам Ольги Чудиновских, падает по объективным причинам, поэтому как-то повлиять на неё, особенно в депрессивных регионах, будет очень сложно.
Теоретически в целях повышения рождаемости губернаторы могут попробовать запретить аборты на региональном уровне. Но и это ничем хорошим, по мнению специалиста, не закончится.
«Это приведет с росту материнской смертности, росту подпольных абортов и туризму в другие регионы, где аборты не запрещены. Всё это очень вредно и совершенно неправильно. Надо оздоровлять среду, и тогда люди, может быть, больше будут думать о том, чтобы завести ребенка», — заключила Ольга Чудиновских.
«Влиять — невозможно»

По словам демографа Александра Кынева, сейчас региональные власти часто завышают показатели общей численности населения. Теперь делать это станет сложнее
Влиять на рождаемость сложно, так как это долгосрочный показатель, определяющийся факторами, которые формируются десятилетиями, отметил в разговоре с НГС политолог Александр Кынев. Специалист уверен, что попытка заставить россиянок рожать при помощи запрета абортов и других радикальных методов — очень глупая.
Политолог объяснил, что региональные власти сейчас часто манипулируют таким статистическим показателем, как общая численность населения: его завышают, не убирая из баз данных уехавших и иногда даже умерших жителей.
«Если регион будет продолжать махинации с численностью населения, то у него будет падать рождаемость, потому что рождаемость считается по соотношению рождений к общей численности населения. Если будут раздувать численность и искусственно ее преувеличивать — рождаемость будет низкой. Единственный способ иметь адекватные данные рождаемости — прекратить такие манипуляции», — отметил Александр Кынев.
Эксперт уверен, что все остальные способы повышения рождаемости — это пиар, который не принесет никакого эффекта.
«Спросите любого демографа — вам ответят, что влиять на рождение первого ребенка почти невозможно. Можно влиять на рождение второго или третьего ребенка, но не первого», — подчеркнул он.
Согласился с коллегой и президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. По его словам, желание ввести KPI по рождаемости для губернаторов — это продолжение спорного подхода усиления акцента государства на поддержку рождаемости вместо поддержки детства и родительства.
«Именно на ее уровень ориентируются семьи, принимая решение относительно заведения ребенка. Рождение — процесс непростой, но не такой продолжительный и сложный, как последующее воспитание», — заметил политолог.
Михаил Виноградов добавил, что низкая рождаемость присутствует в большинстве стран, где городское население превышает сельское — особенно в странах со средней или низкой религиозностью.
НГС отправил запрос в пресс-службу губернатора и правительства Новосибирской области, чтобы узнать, как власти региона относятся к нововведению с KPI и какими методами планируют повышать рождаемость.
Рождаемость в России падает ежегодно уже на протяжении многих лет. В свою очередь правительство, Минздрав и РПЦ усиленно призывают россиянок к рождению детей, особенно в возрасте до 24 лет. Почему эти призывы не работают — читайте в нашем материале.