Российские власти решили ограничить интернет. На днях Госдума приняла в первом чтении законопроект об изоляции российского сегмента интернета. Это значит, что власти могут при желании закрыть россиянам доступ к сайтам, которые находятся за пределами страны. И разрешат пользоваться лишь теми, которые зарегистрированы на территории России. Авторы законопроекта объяснили свою инициативу тем, что так обезопасят страну от внезапного отключения интернета со стороны Запада и предотвратят кибератаки. Сколько денег на это потратят и как технически можно заблокировать интернет на территории всей страны, пока непонятно. НГС спросил у новосибирцев, как они видят страну с ограниченным интернетом, и попросили назвать ресурсы, без которых уже не обойтись.

Фото: Густаво Зырянов
Поделиться
Ольга, 36 лет, работает в IT-компании: «Отличный закон, просто супер. Но не пойдет. Я думаю, что нынешнее объяснение причин — это официальная версия. Всё остальное связано с политическими трениями и санкциями, которые продолжаются и, мне кажется, вообще уже никогда не закончатся. Пострадают обычные люди, такие, как мы. Я работаю в западной компании, поэтому мне вообще странно это слышать, что закроют какие-то сайты. Видимо, будем пользоваться VPN.
Это конкретная изоляция. То есть мы живём в одном мире и сейчас будем просто пытаться себя изолировать. Давайте про Корею тогда вспомним. Хорошо им живется? Не знаю, мне бы так не хотелось».

Фото: Густаво Зырянов
Поделиться
Владимир, 20 лет, студент, получает профессию горного инженера: «Я думаю, что это решили сделать для безопасности, чтобы как-то нашу страну сберечь от какой-то внешней угрозы. (В чём она заключается?) Возможно, ввоз каких-то запрещенных товаров в нашу страну. А соцсети — меня нет ни в Facebook, ни в Instagram. Пользуюсь "ВКонтакте". Ну, максимум YouTube, хотя да, он не российский. Телефон у меня на "Андроиде", тоже, получается, гугловский. И WhatsApp установлен, по учебе пользуюсь, потому что у нас ребята из Казахстана приезжают, переписываемся. Но вообще, если не будет этого, найдём альтернативу, наверняка будет какая-то альтернатива. Так что я лично от этого не пострадаю. Разве что нельзя будет общаться с друзьями из-за границы. Я из Забайкальского края, там Китай недалеко. Ребята туда много ездят, рассказывают. Китайцы же давно от всего закрылись и живут нормально».

Фото: Густаво Зырянов
Поделиться
Александра, 31 год: «Я понимаю, почему они ограничивают. Потому что это безопасность данных, которые сейчас пересылают через мессенджеры. Я думаю, что боятся за какие-то разработки. Но я не пользуюсь этим, никуда никакие данные не передаю. То есть меня как обычного пользователя это ущемляет в правах. Может быть, конечно, ограничивают потому, что пытаются переходить на всё российское, типа импортозамещение. Все мессенджеры же разработаны не Россией, а так пытаются стимулировать производство, разработку внутри страны. Но это если искать плюсы. А так — это еще связано с политической ситуацией в мире: мы не будем пользоваться вашими разработками, потому что вы нас ущемляете. Мне лично не будет хватать WhatsApp, которым все пользуются, Instagram, через который уже не только молодежь черпает информацию, все видеоблоги».

Фото: Густаво Зырянов
Поделиться
Алексей, 34 года, госслужащий: «Мне трудно сказать, для чего это. Наверное, отфильтровать что-то лишнее, ненужное. Возможно, хотят, чтобы было больше нашего или чтобы ничего не отвлекало. (А что отвлекает?) Честно говоря, далек от этого и не интересовался. (Слышали про Китай, КНДР?). А для чего там это сделано? Почему те сайты неугодны правительству? Вот видите, ответы сами напрашиваются. Наверное, поэтому, на примере этих стран получилось и у нас такое решение. Но я думаю, что если так случится, то наших ресурсов местных хватит, у нас люди толковые. На экономике это не скажется. Нам нужно внутреннюю экономику стабилизировать, у внешней хватает возможностей.
Я пользуюсь в основном одним поисковиком — "Яндексом". Соцсетями — нет. WhatsApp? Да, у меня есть. Ну, тогда будем СМС-ки писать. Оплатим».

Фото: Густаво Зырянов
Поделиться
Ирина, 43 года, делает украшения: «Сейчас мне как раз скинули ссылку об этом. Я предполагала, что так будет. Если кто еще не понял, что происходит, то мне было все понятно еще в 2014 году, что будет на территории России твориться. То есть полностью закрытая страна. Не как в Китае, но, может быть, как какая-нибудь Венесуэла. Такие решения повлияют на социальный уровень, на социальную жизнь.
Почему это происходит? Потому что нет денег в стране, нужно ограничивать общение с зарубежными гражданами. Я, например, тоже кое-что продаю за рубеж. То есть только экономический момент. А в плане цензуры, обмена информации — нет. Кому нужно, тот будет ездить, сообщать всё. Это именно заслон, чтобы деньги никуда не уходили, чтобы они оставались здесь. И соответственно придумывают законы, чтобы их отсюда также брать наверх. Я занимаюсь рукоделием, мне не будет хватать зарубежных площадок, где располагаются мои товары, — это Facebook, Instagram».

Фото: Густаво Зырянов
Поделиться
Ростислав, 16 лет, студент училища: «Понятия не имею, зачем это на самом деле. Но думаю, что всё это политические моменты, их интересы. Например, Навальный и всё, что с ним связано, хотят ограничить эти информационные ресурсы, заграничные источники информации. Лично мне пока хватает "ВКонтакте", я не пользуюсь другими мессенджерами и соцсетями».

Фото: Густаво Зырянов
Поделиться
Константин, 37 лет: «Наверное, как в Китае будем? У них же тоже нет ни YouTube, ничего остального. Вот будет у нас своя социалистическая республика. А для чего — ограничение информации внешней. На мою жизнь это вряд ли как-то сильно повлияет. Пользуюсь всем, соцсетями где-то в какой-то степени. Но если не WhatsApp, то альтернатива — Telegram. Вообще, я думаю, что закон этот в принципе не примут. Он не найдёт поддержки, не смогут физически ограничить, потому что у нас нет на это ресурсов. Mail.ru опять вернётся? Это чушь. "Одноклассники"? Там вообще кто-то есть сейчас? Хотя в соцсетях, конечно, много всякой чуши, которой не нужно, особенно которая идёт из азиатских стран — расстрелы, казни показывают, этого не нужно было бы».

Фото: Густаво Зырянов
Поделиться
Анастасия, Павел, Даниил, 17 лет: «С их стороны (государства) это может быть госбезопасность, потому что через интернет может быть большая утечка информации. Интернет — это же средство коммуникаций, и так у людей есть возможность взаимодействовать с другими государствами, сливать какую-то информацию. Какую — я не знаю, у меня нет допуска к государственной тайне. Но мне кажется, это дальше не пойдет. Чтобы принять закон, нужно три чтения. Что остановит? Общественные волнения. С флагами, конечно, как выйдут, так и зайдут. Но просто люди будут недовольны, и власть будет об этом знать». (Даниил).
«Это делают под маской борьбы с терроризмом. А что под маской — скорее всего, просто для контроля. Какие-то другие законы, людям может быть всё равно. А интернетом пользуются все, поэтому это сильно спровоцирует недовольство. "Википедия", куда без неё». (Павел).
«У нас почти никаких аналогов нет, Instagram, YouTube, WhatsApp. Как переписываться, СМС-ками? И ещё эти изменения очень затратны». (Анастасия).

Фото: Густаво Зырянов
Поделиться
Егор, 27 лет, медик: «Я думаю, это для того, чтобы народ не смотрел на Запад, не равнялся на него. Я пользуюсь медицинскими ресурсами, в том числе на английском языке. Думаю, в этом случае просто прекратится развитие страны и самих людей. Меня как специалиста, например. Потому что важна информация с заграничных, европейских сайтов — там много современных публикаций, исследований, с другой подачей, не совсем как в России. У нас в WhatsApp много групп учебных, где можно общаться, обмениваться информацией, в том числе с теми, кто работает за границей. Просто не будет обмена опытом. А по поводу того, что такие запреты помогут нам развить свои технологии, — до сих пор же ничего не было, поэтому не факт, что будет».

Фото: Густаво Зырянов
Поделиться
Александр, 26 лет, аспирант СибГУТИ: «Да, я слышал об этом. Понимаю, что технически будут какие-то ограничения на посещение сайтов каких-то зарубежных и так далее. Это делается для того, чтобы ограничить людей от какой-то информации нежелательной. Например, YouTube — сейчас люди просто имеют доступ к нему, таким образом, могут получить абсолютно любую информацию. А если запретить, то можно контролировать то, что люди просматривают.
Я бы не хотел, чтобы ограничение случилось. Не могу сказать сейчас, каких именно ресурсов мне будет особенно не хватать. Но я в принципе не хочу, чтобы меня ограничивали. Сам факт. Я также пользуюсь мессенджерами, тот же WhatsApp. Если не будет, найдутся какие-то обходные пути. Была же блокировка Telegram, люди по-прежнему им пользуются. После запретов будут так же пользоваться, просто незаконно. Я состою в чате в Telegram, мы обсуждаем этот вопрос. Многие говорят о том, что после таких решений нужно уезжать из страны. Другие — что когда будет ограничение, тогда и будем решать, что делать. Но мне кажется, об этом нужно много говорить сейчас, потому что потом будет поздно».
Жизнь в интернете уже давно начала усложняться. В конце прошлого года появилась информация о том, что переписку россиян возьмут под тотальный контроль, — новосибирцы рассказали, что хранится в их телефонах.