«Что в Сибири, что в Египте: если артисту нужно выходить на сцену в шубе — он выйдет»
Балерины кружатся и парят над сценой. Ткань невесомых пачек колышется в такт движению, сияют стразы и золотая вышивка, бархат и шелк корсажей подчеркивают хрупкость и особую балетную осанку.
Мы продолжаем рассказывать, как готовятся спектакли НОВАТа и благодаря кому они создаются. Нет-нет, о балете мы расскажем в другой раз, сегодня — о костюмах и о том, как появляется эта сказочная красота.

via GIPHY

width="250" height="170" frameBorder="0" class="giphy-embed" allowFullScreen>

via GIPHY

via GIPHY

" width="250" height="170" frameBorder="0" class="giphy-embed" allowFullScreen>

via GIPHY

via GIPHY

" width="250" height="170" frameBorder="0" class="giphy-embed" allowFullScreen>

via GIPHY

Майя Игнаткина
художник-технолог по костюмам театра, 20 лет создает костюмы для балета и оперы.
КТО ПОПРОБОВАЛ ВОДУ ИЗ НИЛА
Я фанатка и нашего театра, и спектаклей. Если есть минутка, мы всегда за кулисы сбегаем посмотреть, или по внутренней трансляции слышим любимый кусочек — тогда тоже бежим. И билеты покупаю — себе, маме, подружкам.

Но у меня все равно «другой» взгляд на спектакли: я всегда вижу, кто дышит тяжело, у кого камушек сверкнул не так, кто на голове неправильно гульку свою завязал — все замечаю, по-другому не получается.
Майя Игнаткина
художник-технолог по костюмам театра
Я много лет проработала в Каирской опере — был такой этап в моей жизни. Меня пригласили, чтобы я делала спектакли и обучала этому других. Сейчас, надеюсь, уровень там поднялся. Разницы в подходе к костюмам нет — что в Сибири, что в Египте. Если артисту нужно выходить на сцену в шубе — то он выйдет в шубе, несмотря на жару.

Говорят, кто попробовал воду из Нила, будет вечно стремиться в Каир. Так что моя душа наполовину там, честно скажу.

Сейчас главная задача мастерской — костюмы к последней премьере этого сезона — балету «Рубины». В этой постановке Баланчина, создателя американской школы балета, нет сюжета, это искрящаяся красота в чистом виде — музыка Стравинского, великолепная хореография и, конечно, костюмы.
Вы можете посмотреть это видео без звука, но тогда не услышите музыку
ДЕВОЧКИ ХОТЯТ БЛИСТАТЬ!
Девочки из хора и кордебалета любят свои наряды, но иногда думают, что костюмы шьются им лично. Они ведь девочки, хотят блистать, сверкать. И иногда жалуются: у меня платье проще, а у кого-то богаче, ярче. Не задумываются, что это все — в концепции спектакля, а вы все винтики в одном механизме, вся картинка и складывается из того, что у кого-то платье поярче, а у кого-то поскромнее.
Майя Игнаткина
художник-технолог по костюмам театра
Раньше шили все из натуральных тканей, на складе были всегда шелка, бархат, натуральные ткани, потому что их можно красить. Блесточки все пришивали вручную, вышивали, приклеивали. С новыми материалами работать проще, конечно, и балеринам в них легче двигаться, но мне все же кажется, что лайкра — это для гимнастики. Я люблю, когда костюмы ближе к историческим — с жесткими корсетами. А в стрейче, бывает, что и ребра видны у балерины.
Майя Игнаткина
художник-технолог по костюмам театра
ЗАДАЧА: БЫТЬ СПОКОЙНЫМ
После того как прошли все примерки и подгонки, костюмы отшиты и подписаны, они переходят под опеку костюмеров. Как, впрочем, и те, кто будет в них выступать.
Костюмеров в НОВАТе 18 человек, каждый отвечает за своих артистов. Кто-то за хор, кто-то за кордебалет (мужской или женский), кто-то — за солистов. Если один из костюмеров заболел, артиста обязательно предупреждают об этом — лишние волнения перед выходом на сцену не нужны.
Как только мы узнали, какой и когда спектакль планируется, начинаем готовить костюмы — поднимаем их, например, в балетное отделение, костюмеры проверяют, все ли в порядке, и помогают одеваться — костюмер закреплен за своим артистом.
Наталья Малышева,
заведующий костюмерной
Вы можете посмотреть это видео без звука, но тогда не услышите музыку
Самому одеться очень трудно. Костюмер должен работать в тандеме с артистом. Задача костюмера: быть спокойным. Мы все каждый спектакль проживаем как в первый раз. Какой у нас психологический настрой, как мы подойдем к артисту, как мы начнем с ним общаться — его внутреннее спокойствие во многом от этого зависит. От того, как Марья Семеновна приготовила костюм для солиста, зависит, в каком он будет состоянии. Кому-то бабочку застегнула, кому-то что-то поправила, кого-то психологически настроила — все, артист спокоен, он вошел в образ, переключился и пошел на сцену. Каждая деталь очень большую роль играет.
Наталья Малышева
заведующий костюмерной
Костюмеры дежурят за кулисами весь спектакль — иногда артистов нужно молниеносно переодеть между выходами, времени нет даже на то, чтобы добежать до гримерки. А бывает, что костюмы рвутся во время выступления. Чтобы никто из сидящих в зале этого не заметил — в кулисах всегда стоят костюмеры, готовые прийти на помощь «своему» артисту.

После того как занавес закроется, зрители и артисты разойдутся по домам, костюмеры соберут костюмы, будут чистить их, отпаривать, утюжить, постирают руками то, что нельзя доверить ни машине, ни химчистке, отнесут в хранилище и бережно укутают полотном — до следующего спектакля.
И будут точно знать, что без них вот этого прекрасного не случилось бы — без костюмеров, швей, художников по костюмам, бутафоров и многих, многих других. В театре не работают — театру служат.
Премьера балета «РУБИНЫ» совсем скоро, 12, 13 и 14 июня.
«ОНИ НЕ НАСТОЯЩИЕ!»
О том, как работает художник-бутафор НОВАТа —
читайте в предыдущем проекте серии.
Экскурсия в бутафорские мастерские НОВАТа

Просмотров: 15 245