
Инициатор акции называет её «восстановительными работами»
В начале октября прохожие на площади Калинина стали свидетелями занимательного зрелища: среди бела дня бетономешалка вылила в подвальное помещение «сталинки» несколько кубов свежего бетона. Любопытные могли заметить, что на стандартные строительные работы это не было похоже: раствором наполовину залили дверной проём и ведущую к нему лестницу. Оказалось, что инцидент — промежуточный результат непримиримой борьбы между двумя группами жильцов. Одни уверены, что подвал нужно сдавать коммерсантам, получать прибыль и тратить её на нужды дома, другие намерены сделать из общего подвала офис ТСЖ. Корреспондент Павел Тиунов пообщался с теми и с другими и выяснил интересное обстоятельство.
Уникальный контент
Видео, на котором бетономешалка льёт раствор, казалось бы, в благоустроенный подвал «сталинки», разошлось по новосибирцам. Человек в форме с погонами, попавший на запись от 7 октября, придавал происходящему ощущение законности, но не логичности: готовая входная группа в цокольное помещение оказалась безнадёжно испорчена.
Оригинальные строительные работы привлекли внимание зевак
Акцию можно было бы назвать строительными работами, если бы не одно «но»: одни собственники дома поддержали странноватые манипуляции с бетоном, другие выступили категорически против и назвали произошедшее «вредительством». Обе группы уже несколько лет судятся за подвал, который с выходом на оживленную улицу Перевозчикова, очевидно, может нести неплохую прибыль.
На общее благо
Дом номер 159 на Красном проспекте был построен в конце 1950-х для сотрудников приборостроительного завода имени Ленина. По стандартам часть подвальных помещений выполнены в форме бетонных капсул, где жители могли бы укрыться от бомбёжек.
Председатель ТСЖ «Красный проспект 159» Татьяна Капишникова в разговоре с корреспондентом НГС отметила, что часть подвала (около 100 квадратных метров) раньше принадлежала мэрии, но в 2019 году помещения выставили на торги.
«Эти помещения соседствуют с общедомовой частью подвала (52 квадратных метра), вход — только через подъезд. Но у общего подвала есть приямок со стороны улицы Перевозчикова, где раньше уже была попытка организовать входную группу», — пояснила председатель.
Татьяна Капишникова подчеркивает, что ещё в 2016 году некие коммерсанты активно интересовались общим подвалом: предлагали оборудовать туда вход и взять помещения в аренду. По её словам, тогда на общем собрании собственников было принято решение о монтаже, но предприниматели в итоге куда-то пропали.

Дом, построенный в конце 1950-х, был оборудован бомбоубежищами, которые в наше время не пригодились
Три года спустя, когда бомбоубежище было выставлено на торги, председатель ТСЖ, опасаясь, что там оборудуют «увеселительное заведение» или «пивнушку», выкупила его сама за 2 миллиона рублей: самостоятельно помещение не может функционировать в коммерческом плане, поскольку у него отсутствует отдельный вход с улицы — только через общий подвал.
Вскоре, уверяет Татьяна Капишникова, своими деньгами она оплатила оборудование входа со стороны улицы в общий подвал. Цель — сдавать общую площадь в аренду, а вырученную прибыль пускать на нужды дома. Инициативу поддержали несколько десятков собственников, но не Дмитрий Безбородый — старожил «сталинки».
«Он вместе с инициативной группой собственников обратился в суд с заявлением, что была произведена реконструкция с нарушением целостности несущей стены. Якобы входа там раньше не было. Но берём два плана БТИ: в 1991 году на месте входа сплошная стена, а в 2005-м вход уже отмечен на плане», — поясняет представитель ТСЖ в суде Вячеслав Кузнецов.
По его словам, уже существующий вход просто расширили до размеров двухстворчатых дверей, но сделали «необходимое усиление». Тем не менее, суд встал на сторону заявителя и признал расширенный вход самовольной постройкой.
Пару лет спустя новый вход в подвал узаконил-таки Арбитражный суд Новосибирской области. Дмитрий Безбородый обжаловал его решение в апелляционном суде в Томске, и как только суд вынес постановление в его пользу, залил вход в подвал бетоном.
Результат «восстановительных работ»
«Хорошо, суд постановил произвести восстановительные работы. Но восстановление несущей стены должно подразумевать проект этих работ, а его нет, — недоумевает юрист Вячеслав Кузнецов. — То есть это было сделано вопреки решению суда, которое он выполнять не собирается вовсе».
По словам Татьяны Капишниковой, акция с бетономешалкой — «вредительская», поскольку половина проёма сегодня остаётся открытой, а в случае мороза есть риск перемерзания коммуникаций, которые расположены в подвале.
Чтобы дом стоял
У Дмитрия Безбородого есть поддержка среди жильцов дома, хоть, может быть, и не такая многочисленная как у его оппонентов. Самая активная из них — юрист Лариса Захарова. Женщина утверждает, что вход в общий подвал со стороны улицы нужен ТСЖ лишь для того, чтобы председатель Татьяна Капишникова могла сдавать в аренду бывшее бомбоубежище, которое она приобрела.
«В 2020 году она собрала собрание по вопросу монтажа отдельного входа со стороны Перевозчикова. Когда мы спросили для чего этот вход, и что вообще там будет, она сказала, что это бывшее бомбоубежище у нас купил некий предприниматель, и, мол, он хочет, чтобы этот вход вёл к нему. В этот же вечер я выяснила, что подвал купила председатель ТСЖ», — пояснила Лариса Захарова.
Обман председательницы, уверяет юрист, подтолкнул сформировавшуюся «инициативную группу жильцов» к судебным тяжбам. Результаты собрания от 2016 года Лариса Захарова в расчёт не берёт, поскольку, по её словам, решение вопроса о монтаже входа тогда не нашло поддержку 100% голосов. Суд признал, что для проведения подобных работ необходимо положительное решение всех собственников.

Вход с улицы (выделен стрелкой) в помещения председателя (выделены жёлтым) возможен только через общедомовой подвал (выделен красным)
Дмитрий Безбородый настаивает, что Татьяна Капишникова, оборудовала новый вход в подвал с улицы, учитывая, что «двери там никогда не было». Гражданский суд мнение старожила подтвердил, признав произведенные работы реконструкцией.
«Это пожарный приямок. То есть, он позволяет пожарному пролезть, протащить с собой пожарный рукав, зайти в помещение и тушить помещение. Вот для чего это всё было придумано», — пояснил мужчина.
Решение суда «вернуть состояние дома в первоначальное состояние», Дмитрий Безбородый и Лариса Захарова восприняли, как естественное течение событий. Выяснилось, что председатель ТСЖ заключила договор с компанией, которая обустроила вход в счёт будущих арендных платежей. Сумма договора — 1,2 млн рублей.
В итоге суд обязал предпринимателей и Татьяну Капишникову солидарно выполнить решение, но в процессе компания «испарилась», уверяет Лариса Захарова. Дмитрий Безбородый, по его словам, ждал два года, а потом обратился в суд с требованием разрешить ему выполнить решение самостоятельно. С другой стороны последовал иск с намерением узаконить новый вход. Решение Арбитражного суда, который встал на сторону председательницы ТСЖ, поверг Ларису Захарову в шок: она называет сложившуюся ситуацию «юридическим парадоксом». Впрочем, апелляция, уверяет она, поставила всё на свои места.
«Весной, когда я начал действовать по решению суда, мне удалось сделать только опалубку. Пришли сыновья Капишниковой, какие-то неизвестные темные личности, которые просто стояли рядом и физически нам не давали это делать. Следующие полгода прошли в ожидании арбитражных решений, все запретные меры были сняты, и мы организовали встречу с бетономешалкой», — пояснил Дмитрий Безбородый.

Точка в деле ещё не поставлена: ситуацию, очевидно, ещё будет рассматривать кассационный суд
Он подчеркивает, что акция с бетономешалкой — восстановительная. По его словам, в процессе того, как подвал оборудовали под помещения для сдачи в аренду, строители углубились «до самого фундамента» и вывезли большое количество грунта. Слой раствора, по его словам, необходим для того, чтобы укрепить цоколь дома.
«Дальнейшие работы — мы создаем приямок, который есть у нас во дворах, делаем опалубку, заливаем уже более легкий бетон до поверхности, практически в уровень с асфальтом», — подчеркнул Дмитрий Безбородый.
Общий подвал, по словам мужчины, вполне сгодится под офис ТСЖ, которого в доме до сих пор нет.
Корыстный интерес?
Обе стороны конфликта настаивают на том, что их оппоненты преследуют личную выгоду от наличия или отсутствия злополучного выхода.
Татьяна Капишникова якобы беспокоится о пополнении бюджета ТСЖ, при этом на самом деле переживает за собственный карман от простоя купленного ей бомбоубежища уверяет Дмитрий Безбородый.
Дмитрий Безбородый, якобы беспокоясь о целостности дома, на самом деле хочет захватить подвал, чтобы обустроить там себе мастерскую, уверена Татьяна Капишникова: раньше у мужчины уже якобы была каморка на чердаке, куда он устроил лаз прямо из собственной квартиры, расположенной на последнем этаже.
Очевидно, что подвал сегодня — объект манипуляций. Татьяна Капишникова в разговоре с корреспондентом НГС заявила, что оппоненты предлагали ей оставить вход нетронутым взамен на её отказ от председательства ТСЖ.
Дмитрий Безбородый подтвердил, что ещё перед приездом бетономешалки предложил Татьяне Капишниковой сложить полномочия председателя и спокойно заниматься своей коммерческой деятельностью. Женщина, по его словам, взяла паузу, чтобы посоветоваться с юристами, и в итоге отказалась.
Остальные жильцы продолжают наблюдать за противостоянием.
Тем временем мошенники начали похищать деньги россиян, представляясь «председателями ТСЖ». Аферисты просят своих жертв отключить систему пожарной безопасности дома, зарегистрировавшись через телеграм-бот.


















