
Авария произошла в половине девятого утра, на пустом перекрестке
Иногда аварии на новосибирских улицах способны поставить рядового участника дорожного движения в тупик: кажется, что виноваты в них решительно все, включая сотрудников ГАИ, выдавших участникам столкновения права, и продавцов автомобилей. Классический пример — ДТП, произошедшее в минувшее воскресенье в Октябрьском районе, где на залитом солнце пустом перекрестке эффектно столкнулись два седана. Подробности, которые поспешили озвучить автоинспекторы, только усугубили ощущение абсурда: у одного из участников аварии вообще не было прав. НГС посмотрел запись момента аварии с автоэкспертом, чтобы понять, кто из торопыг не прав больше и кого и как за это накажут.
Что произошло утром 4 мая на пересечении Волочаевской и Гусинобродского шоссе, так просто и не понять: на взгляд законопослушного водителя, столкнуться здесь просто невозможно. Перекресток практически пуст, светофоры работают, можно расслабиться и получать удовольствие от движения. Но расслабляться в Новосибирске нельзя.
Пока большинство водителей дисциплинированно притормаживают, завидев запрещающий сигнал светофора, белый Chevrolet Lacetti, кажется, даже не пытается сбросить скорость. Как и выезжающая в этот момент с Волочаевской Toyota Corolla, водитель которой явно не подозревает об опасности.
Остановиться никто из водителей не успевает. Удар явно оказался серьезным: после столкновения японское авто развернуло на 180 градусов и, по данным ГАИ, пассажирке Toyota потребовалась медицинская помощь. Водители обоих автомобилей не пострадали.
Прибывшие на место автоинспекторы также констатировали еще одно крайне серьезное нарушение: оказалось, что за рулем Chevrolet был 17-летний подросток, вообще не имевший прав. При этом бдительные подписчики сообщества «АСТ-54» во «ВКонтакте» заметили, что водитель Toyota тоже забыл о правилах дорожного движения.
«Там, кстати, знак стоит: только направо поворот [возможен], когда с барахолки выезжаешь. Почему [водитель] на темной машине прямо поехал?» — поинтересовался Макс П.
«А вы лично видели знак там, откуда выехала черная машина? Вот я видел. Знание ПДД помогает правильно передвигаться по дорогам, — не преминул поучить собеседников правилам дорожного движения Макс А. — Там стоит знак „поворот направо“, он является предписывающим. Согласно ПДД, действие этого знака отменяется, если работает светофор или регулировщик».
Инструктора-самоучку тут же поймали на слове: остальные комментаторы помнили, что предписывающие знаки, в отличие от знаков приоритета, никакие светофоры не отменяют, а значит, водитель Toyota действительно оказался на пути подростка на Chevrolet вопреки ПДД.
Не обошлось и без попыток найти причины ДТП в обстоятельствах, над которыми никто из водителей был не властен.
«Есть вариант, что просто солнце ослепило, и не сразу увидел красный», — предположил подписчик под ником Максим Валерьевич.
«Солнце слепило, дороги не те, какие еще причины? Есть только одна причина», — тут же возразила ему Наталья К. и емко, но нелитературно охарактеризовала интеллектуальный потенциал гонщика на Chevrolet.
К консенсусу подписчики сообщества в итоге так и не пришли: дискуссия о предписывающем знаке из конструктивной стадии обмена фотографиями с видами перекрестка очень быстро перешла в неконструктивную.
Чтобы выяснить, кто же все-таки виноват в ДТП, журналист НГС посмотрела запись аварии с руководителем новосибирского регионального представительства ФАР Вячеславом Ашурковым. Он пришел к выводу: несмотря на то, что нарушили ПДД оба гонщинка, смотреть нужно на то, у кого нарушений больше.
«Я считаю, что в этом столкновении большая вина, конечно, на водителе Chevrolet. Он грубо нарушил ПДД: проехал на красный сигнал светофора. Кроме того, у него целый букет нарушений: он несовершеннолетний, без прав. Водитель Toyota тоже нарушил ПДД, но действия знака и проезд на красный свет — это, что называется, две большие разницы», — отметил Вячеслав Ашурков.
Согласно кодексу об административных правонарушениях, подростка должны наказать сразу по двум статьям. 12.12 КоАП РФ предусматривает штраф 1,5 тысячи рублей за проезд на красный свет. «Бесправная» езда (часть 1 статьи 12.7 КоАП РФ) влечет за собой куда более суровое наказание: от 5 до 15 тысяч рублей. Несоблюдение же требований предписывающих знаков (часть 1 статьи 12.6 КоАП РФ) — нарушение действительно менее значимое, и штраф для водителя Toyota составит всего 750 рублей.
Окончательно назвать виновника ДТП только суд и, скорее всего, он решит, что вина была обоюдной, считает Вячеслав Ашурков. Для водителей это повлечет новые проблемы.
«В случае такой „обоюдки“ страховые, грубо говоря, потирают лапки, — заметил эксперт. — Потому что если нет явного виновника, то кому платить? Кроме того, водитель Chevrolet как не имеющий прав несовершеннолетний явно не вписан в полис ОСАГО, что тоже усложнит ситуацию».
Даже если в суде водителю черного автомобиля удастся добиться решения, что он виноват на 20%, а второй участник ДТП — на 80%, деньги ему придется взыскивать не с хозяина авто, а с водителя..
Новосибирские водители за короткую рабочую неделю успели отметиться и более зрелищными авариями: например, 6 мая самосвал протаранил мост.