
На конференции обсуждали актуальные проблемы ЖКХ и методы их решения
Критический износ коммунальных сетей — главная головная боль не только Новосибирска, но и многих других регионов России. Прорывы труб, перебои с водой и растущие тарифы — прямые последствия стареющей инфраструктуры. Почему модернизация идет так медленно, где найти ресурсы для масштабного ремонта и как сделать систему надежнее, чиновники и эксперты пытались обсудить на конференции 27 мая. Почему даже дискуссия зашла в тупик — в материале НГС.
Как улучшить систему ЖКХ
В Новосибирске 27 мая прошла межрегиональная отраслевая конференция «Энергетика и ЖКХ. Реновация ресурсоснабжающей инфраструктуры городов», собравшая экспертов, представителей власти и бизнеса для обсуждения насущных проблем и поиска решений в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Главный вопрос повестки — как модернизировать устаревшую систему ЖКХ в России, сделать её более эффективной и комфортной для людей.
Комплексно модернизировать систему ЖКХ в России должны к 2030 году — на эти цели, как заявлял в апреле премьер-министр Михаил Мишустин, предусмотрено выделение из госбюджета 4,5 миллиарда рублей.
Эксперты на мероприятии, в частности, пытались найти ответ на вопрос, мучающий миллионы россиян: почему зимой в домах холодно, а летом пропадает горячая вода? Георгий Попов, заместитель директора департамента развития электроэнергетики Минэнерго РФ, озвучил жесткие цифры: износ теплосетей достиг 50,9%, долги регионов перед бюджетом и ресурсоснабжающими организациями превысили 230 миллиардов рублей, а убытки отрасли стабильно держатся на уровне 8–9% с 2016 года.
«Мы слишком долго жили на советском ресурсе. Трубы, рассчитанные на 20 лет, служат 60, но их запас прочности исчерпан», — заявил Георгий Попов.
Главная ставка — на частные инвестиции. Чтобы привлечь бизнес, чиновники предлагают перейти от «латания дыр» к долгосрочным стратегиям. Например, в Минэнерго планируют в обозримом будущем начать использовать механизм, который позволит инвесторам брать под контроль целые участки инфраструктуры, получая гарантии возврата денег через повышение эффективности. Муниципалитеты же смогут сосредоточиться на планировании, а не на аварийном ремонте.
«Инвестор должен знать, что через пять лет правила не поменяются», — подчеркнул один из спикеров.
Параллельно решили внедрять цифровую диспетчеризацию, сокращать сроки отключений горячей воды с 17 дней до нуля и добиваться комфортной температуры в квартирах.
«Качество — это когда вы не надеваете плед зимой и не открываете форточки от жары», — отметил Георгий Попов.
Для финансирования проектов готовы задействовать инфраструктурные кредиты, концессии и фонды развития. Но ключевое условие — доверие. Бизнес ждет стабильных правил на 10–15 лет, а регионы — списания долгов в обмен на модернизацию.
Экономика диктует правила

ЖКХ, как и другие отрасли, сталкивается с экономическими трудностями из-за санкций и высокой ключевой ставки
Но даже успехи требуют осторожности. Дмитрий Перязев, глава новосибирского филиала «Сибирской генерирующей компании», привел пример: за три года, с момента вхождения Новосибирска в ценовую зону, в городе переложили 60 километров теплосетей, выполнив 62% обязательств — это позволило снизить утечки на 17%. К 2030 году компания планирует заменить еще 40 километров — оставшиеся 38%. Тем не менее, как отметил Перязев, «экономика диктует свои правила»: даже при оптимистичных темпах снижение объемов работ в будущем может ударить по надежности.
Сложнее всего малой энергетике. Начальник департамента энергетики Новосибирска Дмитрий Зайков обратил внимание на «тихий кризис» локальных сетей, которые составляют порядка 30% городской инфраструктуры.
Малая энергетика — это часть энергетики, включающая в себя небольшие генерирующие установки и комплексы, работающие на традиционных и возобновляемых источниках энергии, в том числе не подключенные к централизованным сетям.
«Ценовая зона спасает крупные объекты, но малые котельные остаются без поддержки. Газ дорожает, кредиты недоступны, а жители продолжают мерзнуть», — заявил Дмитрий Зайков.
По словам Зайкова, без законодательных изменений и целевого финансирования переложить все проблемы на «большую энергетику» не выйдет.
Ценовые зоны теплоснабжения — это районы, где цены на тепловую энергию регулируются по особому принципу. Их устанавливают, чтобы отражать реальные затраты на производство и поставку тепла в этой зоне, а также стимулировать инвестиции в обновление тепловых сетей.
«Нужны изменения»
Исполняющий обязанности министра ЖКХ и энергетики Новосибирской области Евгений Назаров раскрыл планы региона: в 2025 году в 17 муниципальных районах построят 46 объектов теплоснабжения стоимостью 2 миллиарда рублей, включая 157 километров сетей и 10 станций водоподготовки.
«В Маслянино, Оби и Черепаново мы уже обновили системы теплоснабжения. Сейчас продолжается активная работа в Бердске. Дополнительно проводится работа по строительству котельных в малых населенных пунктах. С 2017 года по настоящее время построены 22 котельные. К 2030 году мероприятия будут продолжаться», — заверил Евгений Назаров.
Он также отметил, что регион активно использует инфраструктурные кредиты федерального бюджета — на длительный срок и по низкой ставке.
«С 2025 года субъекты могут направлять 50% списанных долгов на модернизацию. Уже выделено 2,2 миллиарда рублей, но этого мало. Нужны льготные займы для муниципалитетов и изменения в тарифной политике», — объяснил Евгений Назаров.
Тем не менее, по его словам, без федеральной поддержки и стабильных правил даже амбициозные проекты рискуют остаться на бумаге.
Спикеры сошлись во мнении, что основная проблема ЖКХ в России — это отсутствие единой стратегии её развития. Эксперты считают, что такая стратегия должна разрабатываться не на федеральном уровне, а на уровне каждого конкретного региона. Когда подобную представят в Новосибирской области и идёт ли работа над ней, на конференции не озвучили.
К каким-то конкретным решениям по итогам конференции эксперты вообще прийти не смогли, отметив, что эта тема будет обсуждаться еще не один год.
Вопросы к уровню качества ЖКХ в России возникают уже достаточно давно. Почему система в нашей стране рискует никогда не стать современной — читайте в материале.
Обновлено:
В пресс-службе СГК редакции сообщили, что под заменой 40 километров труб к 2030 году имелись ввиду только инвестиции в ценовой зоне. Помимо этого, у генерирующей компании есть муниципальные сети по концессионным соглашениям, которые тоже будут менять. Точное количество километров перекладки в СГК при этом назвать не смогли.