
Рита Розенфельд оказалась в общежитии после смерти мужа — их дом забрали бандиты
Пожалуй, самая незащищенная часть населения — это пенсионеры. Маленькие пенсии, большие траты на многочисленные лекарства, высокие коммунальные платежи и часто отсутствие тех, кто может о них позаботиться. В определенных случаях государство берет на себя ответственность и обеспечивает хоть какую-то старость попавшим в тяжелую ситуацию пожилым людям, но это работает не всегда. Корреспондент НГС Илья Калинин выслушал историю 73-летней Риты Розенфельд, которую решили выселить из муниципального общежития, где она прожила больше трех лет.
С завода на барахолку

В общежития маневренного фонда люди обычно попадают после того, как лишаются своего жилья
Рита Николаевна Розенфельд родилась в Воронеже. Женщине 73 года, она ветеран труда. В родном городе Рита Николаевна проработала более десятка лет на Авиационном строительном заводе, затем работала крановщицей в литейном цехе на заводе железобетонных изделий и ушла на пенсию по вредности.
Из Воронежа она перебралась в Барнаул, вышла замуж. Вместе с мужем они переехали уже в Новосибирск. Здесь работы для них (как, собственно, и в Барнауле) не было: у мужа — инвалидность третьей группы, а у женщины — второй, серьезные проблемы с сосудами ног, желудком и давлением.

В общежитии Рита Николаевна живет с 2021 года — вопросов к ее статусу никогда не было
Оказавшись в Новосибирске, Рита Розенфельд пошла на барахолку торговать одеждой. Муж физически помогать не мог, приходилось тянуть все самой. Заниматься этим бизнесом женщина начала еще в Барнауле, но торговля там шла плохо, а в Новосибирске, как ей казалось, будет лучше. Но в сфере торговли, вздыхает Рита Николаевна, как-то не заладилось.
«У меня на барахолке было два пожара, три кражи. Горели камеры хранения, я судилась два года, но компенсацию присудили маленькую: меньше стоимости шубы. В общем, осталась я с долгами, — рассказала она. — В Новосибирске еще контейнер с шубами ограбил партнер по бизнесу: забрал весь товар и смотался. Подавали во всероссийский розыск, но так его и не нашли».

Вместе с мужем Рита Николаевна начала строить дом, но потеряла его из-за долгов
Во время работы на барахолке они с мужем начали строить частный дом, но очередное происшествие — на границе пропал контейнер с шубами — разрушил все планы. Под закупку ценного груза они занимали деньги у авторитетных бизнесменов, и когда контейнер бесследно пропал, Рита Розенфельд оказалась должна заёмщикам порядка двух миллионов рублей.
«Ну и вот: то кризис, то груз с норковыми шубами пропал. В общем, стала я нищей, осталась с огромными долгами, которые нечем отдавать. Вот у меня и забрали дом. И там ничего сделать невозможно было: бандиты есть бандиты», — вздохнула она.
В бомжи или к Путину

Женщина обращалась в разные инстанции, но пока безрезультатно
В 2020 году Рита Розенфельд серьезно заболела коронавирусом и попала в больницу. Вслед за ней заболел муж и вскоре умер. Снимать квартиру на одну свою пенсию женщина не могла. Полгода назад она еще и перенесла сложную операцию, и теперь каждый месяц тратит на лекарства примерно треть своей пенсии. Отдельно пенсии по инвалидности хватает только на половину самых необходимых лекарств. Так что она стала обращаться за помощью к политикам.
«Написала письмо Жириновскому, он мне прислал тысячу рублей. Написала Путину — мое письмо передали в Новосибирск. Обращалась в мэрию, где мне в 2021 году дали вот это жилье. Каждый год мне продляли [право на проживание], так как я ветеран труда, инвалид второй группы, малоимущая и стою еще в очереди на квартиру», — объяснила пожилая женщина.

Рита Николаевна занимает в общежитии две крохотные комнаты
В общежитии маневренного фонда на улице Ленина, 90 Рита Николаевна занимает две крохотные комнаты, за которые платит около 3 тысяч рублей в месяц. В очереди на социальное жилье она стоит с 2016 года, на начало апреля 2025 года ее номер в очереди был 4907. В год, по ее словам, список продвигается на несколько десятков человек. Такими темпами очередь до Риты Розенфельд дойдет, может быть, где-то через полвека.
С начала года пожилая женщина ходит по всевозможным инстанциям: от районной администрации до кабинетов мэрии и новосибирского правительства. Записалась на прием к губернатору — оттуда послали к мэру, от мэра — к его заместителю.

Небольшое жилье женщина делит с тараканами и кошкой
У заместителя мэра выяснилось, что по Жилищному кодексу Рита Розенфельд не попадает в категории тех, кто может жить в маневренном фонде. Из всех походов по кабинетам власти, призналась женщина, польза была только от соцзащиты: дали тысячу рублей на лекарства.
«Каждый год мне продлевали аренду, но новый начальник [департамента энергетики и ЖКХ Дмитрий Зайков] мне не продлил: написал бумагу, что я не имею на это право. Я не подхожу ни под одну категорию: у меня нет аварийного жилья, оно не сгорело во время пожара, мое жилье не отнял банк. При этом в нашем общежитии полно пустых комнат», — заметила она.
На вопрос: «А как же мне жить?» чиновники, сказала женщина, разводят руками: не знаем. У нее остался еще один план: поехать в Москву, на прием лично к Владимиру Путину.
«У Путина есть слова про то, что надо помогать малоимущим. А меня что — на улицу бомжом?», — возмутилась женщина.
«Отсутсвуют основания для проживания»

Рита Розенфельд рассказывает, что в общежитии много пустых комнат, но ее все равно выселяют, несмотря на то, что она еще и очередник на соцжилье
Копии ответов, которые получала Рита Розенфельд на свои запросы, имеются в распоряжении НГС. Один из последних, подписанный начальником департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города Дмитрием Зайковым, датирован 18 марта 2025 года.
В документе говорится, что договор найма с Ритой Розенфельд был заключен до 30 декабря 2024 года, и сейчас она не может находиться в маневренном фонде «в связи с отсутствием оснований для проживания».

Общежитие маневренного фонда мэрии Новосибирска
В ответе на журналистский запрос в мэрии фактически повторили то, что было уже написано в ответах Рите Николаевне.
«В связи с отсутствием оснований для проживания в жилом помещении маневренного фонда Розенфельд Р. Н. неоднократно предупреждалась о необходимости освобождения занимаемого жилого помещения. Требований о выселении Розенфельд из жилого помещения маневренного фонда департаментом не предъявлялось».
В ведомстве уточнили, что в общежитии всего 80 жилых помещений, и добавили, что свободные комнаты должны использоваться по целевому назначению для категорий граждан, указанных в статье 95 Жилищного кодекса России. Это, например, утратившие жилье во время пожара, временно расселенные из аварийного жилья, лишившиеся единственного жилья из-за взысканий банков и некоторые другие. На вопрос о количестве свободных комнат в мэрии не ответили.
Весной 2023 года НГС рассказал, как чиновники мэрии выгоняли из общежития мужчину с тяжелыми заболеваниями, который лишился жилья из-за пожара, возникшего по вине соседей.