
Пациент теперь каждый год поздравляет хирурга с днем рождения
Три года назад молодой новосибирец едва не лишился четырех пальцев из-за производственной травмы. Его кисть придавил 200-тонный пресс, который едва не сделал его инвалидом. На помощь пришёл хирург Владимир Баранов, который буквально спас руку рабочего, отговорив коллегу от ампутации. Недавно медик получил почётное звание «Врач года-2025», а его пациент решил рассказать НГС историю медицинского чуда.
Оперировал в свой день рождения
В конце июня НГС рассказывал о работе кистевого хирурга Владимира Баранова, который стал «Врачом года». После публикации с редакцией связался отец одного из его пациентов.
«Низкий поклон этому человеку, он спас обе кисти моему сыну», — написал читатель по имени Сергей. Его сына зовут Никита, сейчас ему 25 лет, три года назад он чуть не стал инвалидом. Редакция НГС связалась с молодым человеком, и он рассказал свою историю.
3 июня 2022 года — дата, которая навсегда отпечаталась в памяти Никиты И. В тот день 22-летний парень едва не потерял четыре пальца во время работы на производстве.
«Я работал оператором на сварочной линии. Там большой 30-метровый комплекс, и у него есть этап гидравлического пресса, 200 тонн, — пояснил Никита. — Мы вместе с напарником настраивали его, напарник не убедился в том, что я убрал руки, и запустил оборудование. Я успел отодвинуть руки в сторону, насколько смог, но четыре пальца всё равно придавило».
Пальцы просто размозжило. Молодой человек не потерял сознание от боли ни в момент травмы, ни по пути в больницу. Отключился только во время операции, которую делали под местной анестезией где-то около пяти часов.

Восстановление заняло много времени
«Когда меня экстренно привезли в 34-ю больницу, доктор хотел сразу отправить меня на ампутацию, но Владимир Валерьевич Баранов заверил коллегу, что он справится. Так совпало, что у Владимира Валерьевича 3 июня был день рождения. Он должен был отмечать, но всё отменил и занялся моими руками», — продолжил рассказ Никита.
Владимир Баранов окончил ординатуру НГМУ по специальности «Травматология и ортопедия» в 2013 году на базе больницы № 34. После этого начал работать в поликлинике № 26 в должности врача-травматолога, совмещая работу с дежурствами в отделении микрохирургии кисти ГКБ № 34. В 2015 году перешел на основное место работы в больницу, а с августа 2020 года был назначен заведующим отделением.
Во время операции, вспоминает пациент, врач разговаривал с ним, чтобы отвлечь: советовал сериалы, которые можно будет посмотреть на больничном. Затем приходил к молодому человеку в палату, делал перевязки, поддерживал юношу: рассказывал, как правильно проходить реабилитацию.
«Полностью недееспособным я был длительный период — полгода. Я не мог ни есть, ни ложку держать, ничего», — отметил Никита.

Обе руки пациента удалось спасти
Сейчас у молодого человека не работает только один из четырех травмированных пальцев.
Когда Владимира Баранова выбрали «Врачом года», Никита, узнав об этом, поехал в больницу поздравить его с победой.
«Он меня помнит, мы с ним общаемся до сих пор, он приятный человек. Когда я к нему зашёл поздравить, он первым делом осмотрел мои пальцы», — поделился Никита.
Успех зависит от пациента
Завотделением больницы № 34 Владимир Баранов помнит Никиту очень хорошо.
«Я рад, что он сам решил поделиться своей историей. Для врача нет лучшей благодарности, чем видеть, как пациенты восстанавливаются, — сообщил медик корреспонденту НГС. — Действительно, травмы, связанные с тяжелым механическим повреждением конечностей, — одни из самых сложных в хирургии. Когда речь идет о размозжении тканей под воздействием пресса в 200 тонн, основная проблема — это не просто переломы костей, а тотальное разрушение всех структур: сосудов, нервов, сухожилий, мягких тканей».

НГС недавно побывал в гостях у Владимира Баранова
Хирург также назвал трудности, с которыми медики сталкиваются в работе с такими повреждениями. Во-первых, это нарушение кровоснабжения: если пальцы или кисть полностью лишены нормального кровотока, у хирурга на восстановление сосудов есть не больше 4–6 часов — потом начинается необратимый некроз.
Во-вторых, даже при успешном приживлении тканей необходимо восстановить связи с центральной нервной системой, иначе палец останется нечувствительным и нефункциональным.
Третья опасность — инфекция. Размозженные ткани, как пояснил врач, — это идеальная среда для бактерий. Поэтому пациенту с такими травмами требуется агрессивная антибактериальная терапия и многочисленные обработки.
Наконец, нужна правильная реабилитация. Даже после идеально проведённой операции подвижность может быть утрачена, если пациент не настроится на длительное восстановление. Обычно назначают ЛФК, физиотерапию и работу с кистевыми терапевтами.
«В подобных случаях успех — это всегда командная работа: хирургов, анестезиологов, реабилитологов и, конечно, самого пациента. Если человек мотивирован и выполняет все рекомендации, шансы вернуться к нормальной жизни есть даже после тяжелейших травм», — рассказал НГС Владимир Баранов.
По его словам, удачный исход — совокупность многих факторов. Повлиять на результат могли скорость доставки в больницу, степень повреждения, опыт хирургической бригады и дисциплина самого пациента. Например, курение, резко снижает шансы на приживление.
Вовремя оказанная помощь — залог выживания, в том числе. Ранее новосибирский врач уговорил пациента сдать анализ кала на скрытую кровь и обнаружил полип. Образование удалили, и оказалось, что это была первая стадия рака.