
Татьяна училась в медицинском и мечтала стать врачом
Жительница Новосибирска Таня Дроздова умерла вечером 4 июня в реанимации. Девушка, у которой диагностировали очень редкое генетическое заболевание, смогла выиграть суд у Министерства здравоохранения Новосибирской области: чиновники должны были предоставить ей лекарство стоимостью 50 миллионов рублей в месяц. Но пока Минздрав обжаловал решение, здоровье Тани ухудшалось. НГС вспомнил историю сильной девочки Тани, которая смогла прожить на пять лет дольше, чем все рассчитывали.
Пришлось бросить университет
История Тани Дроздовой стала широко известна в 2024 году. Девушке был 21 год, практически всю жизнь она боролась с редкой генетической болезнью — АДА-ТКИН. А еще с Минздравом Новосибирской области, и даже успешно: на руках у Тани было решение суда, по которому она выиграла дело и ей должны были предоставить лекарство.
Лично мы с Таней встретились зимой 2024 года. Маленькая, худенькая, хрупкая, бледная и с огромными глазами, она создавала впечатление ребенка, которого нужно защищать.
В небольшой уютной квартире в Первомайском районе вместе с Таней нас встретила ее мама Алена, которая всячески поддерживала дочь.
Перед камерой Таня очень переживала. Каждый кадр мы снимали по несколько раз: девушка сбивалась с заготовленной речи, начинала сначала, пыталась довести ее до идеала. Беззлобно спорила с мамой, что надо говорить, а что нет.
«Я человек стремительный, и если я захочу, то приходится делать», — смеется на видео 21-летняя Таня.
В 2024 году Таня Дроздова снялась на видео для НГС
Таня с детства постоянно болела, а ее младшая сестра умерла в пять лет — тоже из-за АДА-ТКИН. Большую часть жизни Таня провела в больнице. Ей назначали лекарства, которые делали только хуже, переливали кровь и пытались понять, что не так. В третьем классе девочке пришлось перейти на домашнее обучение, но в шестом она решила вернуться в школу, продолжая каждый месяц ходить на переливание крови.
«Было очень тяжело, дети в школе не понимали происходящее, надо мной смеялись, распускали слухи, потому что я болела. Друзей у меня, соответственно, не было», — вспоминала Таня.
Помогла поездка в Москву, в Исследовательский центр имени Дмитрия Рогачева: в 15 лет Таня узнала о страшном диагнозе. Тогда же начались трудности в школе: у девочки не останавливался кашель, приходилось покидать класс, так что Таня снова ушла на домашнее обучение.
Татьяна планировала стать врачом, и после школы поступила в медуниверситет по льготе, но не смогла выдержать программу. Здоровье ухудшилось, появились новые болезни. Но Таня не сдавалась: она мечтала выучиться на психолога, пыталась работать удаленно, хотела поехать в Краснодар к родственникам и завести друзей.
«Это было ужасно, ведь мне так хочется учиться. Я стала думать, как еще можно помочь своему организму справляться со всем этим, чтобы можно было жить полноценной жизнью молодой девушки. Я начала правильно питаться, стараться мыслить позитивно, стала заниматься психологией, чтобы поддержать свое моральное состояние. Это принесло положительные результаты. Главное — не унывать», — рассуждала девушка.
Снова мы встретились на суде по апелляции. Таня всё еще выглядела хрупкой, но была уверена в своей правоте и возмущенно реагировала на слова представителей Министерства здравоохранения.
«Они говорят, что я веду обычный образ жизни. Но я не могу проехать в общественном транспорте, не могу работать: постоянно в больницах», — гневно говорила она после суда.
Мама Тани Алена Дроздова описывала свою дочь как борца, эмоциональную и старательную девушку.
Ухудшение здоровья

Лекарство позволило бы Тане жить полноценной жизнью
Диагностированная у Тани Дроздовой болезнь влияет на состояние крови: все показатели низкие, особенно падает гемоглобин и иммунитет. Таня боялась инфекций и часто болела, практически не могла выходить на улицу и ездить в общественном транспорте: слишком легко подхватить болезнь.
Тане приходилось часто пить антибиотики, а уровень гемоглобина в ее крови стал падать всё чаще — настолько, что ей приходилось каждые несколько недель ложиться в больницу. Девушке казалось, что из-за конфликта с Минздравом врачи к ней стали хуже относиться.
«Почему-то никто не хочет разбираться, что происходит с моим организмом», — писала она.
К апрелю 2025 года Тане пришлось попросить помощь у новосибирцев. Она опубликовала запись в группе «АСТ-54»: ей нужна была донорская кровь.
«Врачи стали требовать своих доноров из-за повышенной необходимости в переливании, в том числе и тромбоцитов», — рассказывала НГС девушка.
Отвечать на сообщения она могла не всегда, а в конце апреля написала о подавленном состоянии.
Вчера, 4 июня, стало известно о смерти Тани Дроздовой. За последнее время она дважды переболела пневмонией, а в последние несколько дней девушка мучилась от болей и не могла фокусировать взгляд, рассказала ее мама.
«[В больницу] приехала в 07:20, меня встретил дежурный врач и сказал не будить ее: ей вкололи наркотическое обезболивающее. В палате я заметила, что у нее ровное дыхание, хотя у Тани тахикардия. Я ее глажу, а у нее глаза просто приоткрыты, и всё, она просто никак не реагирует», — рассказала Алена Дроздова.
Она попросила врача осмотреть Таню, и ее зрачки не отреагировали на свет. Девушку увезли в реанимацию, где она умерла, не приходя в сознание. Ночью Алена Дроздова написала в соцсетях: «Меня убили вместе с ней».
Таня оказалась единственной пациенткой с АДА-ТКИН в России, которая смогла прожить до 23 лет: как правило, с таким диагнозом не доживают до совершеннолетия. У нее был сильный внутренний стержень: она боролась с системой, но не по своему желанию, а по необходимости.
Борьба за лекарство
Судебные разбирательства с новосибирским Минздравом у Тани Дроздовой начались после одной из рекомендаций врачей: в марте 2023 года она узнала, что лекарство для нее существует, но очень дорогое. Новосибирские врачи собрали консилиум и назначили препарат Elapegademase-IvIr (Revcovi). После этого Таня проконсультировалась в санкт-петербургском ФГБНУ «Институт экспериментальной медицины», где тоже поддержали решение новосибирских врачей.
В России закупать этот препарат помогал благотворительный фонд «Круг добра», но его программа действовала для тех, кто младше 19 лет. Дети с АДА-ТКИН, прожившие больше 18 лет, — редкость.
Но препарат Таня должна была получать от государства — так прописано в законе. Когда девушка обратилась в Минздрав Новосибирской области с такой просьбой, получила отказ. Ведомство провело еще один консилиум врачей, который пришел к выводу, что Тане надо пересадить костный мозг. Девушка же была уверена, что подобную операцию без принятия Revcovi просто не переживет.
На помощь Тане и ее маме Алене пришли пациентское сообщество «Общество пациентов с первичным иммунодефицитом» и юрист Антон Емелин. Они подали иск к Министерству здравоохранения региона и выиграли дело. Решение было принято 5 октября 2023 года.
В день выхода материала об истории Тани ведомство опубликовало в официальных соцсетях свою точку зрения. В частности, чиновники утверждали, что у сибирячки появились противопоказания для закупки Revcovi. Сама девушка уверяла, что их нет.
В августе 2024 года в Новосибирском областном суде прошло заседание апелляционного суда. Решение устояло: Минздрав должен был закупить Тане Дроздовой необходимое лекарство, несмотря на решения двух проведенных по инициативе ведомства комиссий, которые прошли с разницей в три дня. Одна рекомендовала Revcovi, а вторая отменила это решение.
«Объясните, почему врачи, которые рекомендуют, через три дня в заседании врачебной комиссии приходят к противоположным выводам? Что произошло за этот период и чем это обусловлено? Рекомендация одна — решение другое. Через три дня. Какие обстоятельства изменились?» — недоумевала судья Новосибирского областного суда.
По словам представителей Минздрава, врачи в комиссиях были разные: рекомендацию о необходимости Revcovi дали московские специалисты, но новосибирский лечащий врач Тани ее отменила.
Историей девушки заинтересовался глава СК России Александр Бастрыкин и поручил возбудить уголовное дело. Доклад по нему он потребовал весной 2025 года. Корреспондент НГС направила запрос в СК по Новосибирской области с просьбой прокомментировать ход дела.
Редакция НГС выражает соболезнования родным и близким Тани Дроздовой.
Что еще почитать по теме?
«Бог рассмеется и скажет, что у него на тебя свои планы»: к матери-одиночке вернулся страшный рак. История борьбы за жизнь.
«Просила родных отпустить меня, но внутри всё разрывалось»: 27-летняя блогер скончалась от редкого типа рака.
Всё произошло за секунды. В коммерческом медицинском центре пациентка умерла после одного укола.