Когда весной масштабы распространения коронавируса по миру были особенно пугающими (это сегодня многие страны уже миновали плато), одним из самых актуальных вопросов среди новосибирцев был: «А хватит ли на всех аппаратов ИВЛ?» По данным на 25 июня, на искусственной вентиляции лёгких находится 31 человек — это число колеблется, но в последнее время растёт. Ещё в марте Андрей Травников говорил, что в области есть 537 действующих аппаратов ИВЛ, ещё 21 собирались вывести из консервации. И около 500 в Минздраве планировали докупить. Волонтёр-расследователь и бывший главный редактор сибирского бюро газеты «Ведомости» изучила госзакупки аппаратов ИВЛ: выяснилось, что больше половины — это одна и та же модель. Кто и за сколько продаёт новосибирским властям аппараты ИВЛ, кто их производит и насколько они безопасны — в её новом расследовании.
В начале июня я изучила пандемические закупки аппаратов ИВЛ в Новосибирской области. Вопросы к цене там вызывала практически каждая сделка, но одна история стояла особняком. Местный Минздрав законтрактовал 270 аппаратов по 2,7 млн рублей (в сумме на 729 млн рублей) одной-единственной модели — китайского Lufter 5. Даже при беглом знакомстве он производил впечатление кота в мешке (неаргументированная цена, отсутствие опыта эксплуатации в России). Более пристальное исследование аппарата показало еще большую глубину ахтунга: Lufter 5 не просто посредственный переоценённый аппарат ИВЛ. Это в буквальном смысле опасное устройство. По мнению Росздравнадзора, опасное. И наш Минздрав должен был об этом знать.
Продавцы и товар
Регистрационное удостоверение Росздравнадзора на аппараты Lufter 3 и Lufter 5 получено в 2012 году санкт-петербургским ООО «Кранц».
По данным Роспатента, товарные знаки Lufter и Kranz принадлежат индивидуальному предпринимателю Кузьмину Роману Ивановичу из Читы. Кузьмин же владеет читинским поставщиком медизделий ООО «Медикс Группа» и находящимся в процессе ликвидации с декабря 2019 года петербургским ООО «Рохен медикл групп». В обеих компаниях Кузьмин занимает высшие исполнительные должности. Также он является директором ООО «Кранц», которое принадлежит Кузьминой Инне Владимировне. Совокупная выручка «Медикс Группы», «Кранца» и «Рохена» в 2018 году составила 145,1 млн рублей.
Все три компании занимались госпоставками. Поставляли преимущественно несложное оборудование, медицинскую мебель и расходники типа одноразовых шприцев, катетеров, перчаток, игл: чек одной сделки в большинстве случаев не превышал нескольких сотен тысяч рублей. В начале 2020 года «Медикс Группа», в частности, осуществила несколько единичных продаж «нормальных», давно присутствующих на рынке аппаратов ИВЛ: американского Newport E360, аргентинского Neumovent GraphNet.
А в апреле и мае у Lufter 5 случается прорыв: в несколько регионов России продаётся суммарно, по данным проекта «ГосЗатраты», 493 аппарата на 1,4 млрд рублей. Абсолютно все контракты на поставку Lufter 5 (их 11) заключаются по бесконкурсной схеме закупки у единственного поставщика. Крупнейшим госзаказчиком безвестного аппарата выступает Минздрав Новосибирской области: он контрактует 270 штук по 2,7 млн рублей (всего на 729 млн рублей) двумя договорами. Поставщиком в обоих случаях выступает новосибирское ООО «Дорн», которое уже фигурировало в расследовании о тех, кто зарабатывает на пандемии.
Отгрузок ни по одному из 11 заключенных контрактов пока не состоялось, а 4 контракта так и вовсе уже расторгнуты, включая два с управлением здравоохранения Ростова-на-Дону, закупившего 44 штуки Lufter 5 по 3,35 млн рублей у ростовского ООО «Стармед». Ростовские СМИ сообщали, что поставки Lufter 5 отменены после проверки Росфинмониторингом завышения цены на аппарат, а также что директор и владелица «Стармеда» Елизавета Калайчиди является гражданской женой ростовского антикоррупционного министра Олега Жеухина.
В Новосибирск поставки Lufter 5 должны были начаться не позже 30 мая, сведений об отгрузках в Единой информационной системе (ЕИС) до сих пор нет, зато выложена претензия Минздрава к «Дорну» от 22 июня, в которой ведомство требует заплатить неустойку в размере 163 350 рублей за несоблюдение плановых сроков поставки.
Спрос породил предложение
До ажиотажного спроса в апреле и мае 2020 года Lufter 5 в России, можно сказать, не присутствовал: «ГосЗатраты» выдают семь заключённых в 2013–2014 годах контрактов. Все контракты маленькие, самый большой — на 7 штук. Цена на Lufter 5 тогда колебалась от 295 805 рублей (поставка 2 штук Минздраву Свердловской области) до 1,069 млн рублей (1 аппарат Архангельской городской клинической больнице № 7).
Три из семи контрактов расторгнуты из-за неисполнения поставщиками своих обязательств. В случае с Архангельской больницей приложен акт приёмки товара, в котором комиссия приходит к выводу, что характеристики фактически поставленного аппарата не соответствуют заявленным характеристикам, и в приёмке отказывают.
«В промежутке с 2014-го по 2020 годы в ЕИС нет сведений о поставках Lufter 5 российским госзаказчикам»
В августе 2019 года Росздравнадзор написал информационное письмо (№ 01и-1974/19 от 13.08.2019 г.) о недоброкачественном медицинском изделии: Управление Росздравнадзора по Республике Бурятия выявило некачественный Lufter 5, о чем сообщается «в связи с угрозой причинения вреда жизни и здоровью граждан и несоответствия сведениям, содержащимся в комплекте регистрационной документации». Росздравнадзор в письме предлагает «субъектам обращения медицинских изделий провести проверку наличия в обращении указанного медицинского изделия, в установленном порядке провести мероприятия по предотвращению обращения на территории РФ недоброкачественного медицинского изделия» и напоминает о возможной уголовной ответственности за обращение фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных медизделий.
Откуда взялся Lufter 5
В контрактах на поставку Lufter 5 указано, что производитель этого ИВЛ — китайский завод «Шеньчжень Проб Сайнс энд Технолоджи Ко». На сайте завода есть единственная модель производимого им аппарата ИВЛ — Boaray 5000D. Визуально Boaray 5000D почти неотличим от Lufter 5. Основные технические характеристики Boaray 5000D и Lufter 5 тоже идентичны.
Среди российских поставщиков медоборудования Boaray 5000D обнаруживается только на сайте «Медикс Группы» того самого Романа Кузьмина (цена не указана). А вот у украинских поставщиков Boaray 5000D представлен обильно, максимальная встреченная цена — 421 000 гривен (1,1 млн рублей). Сведений о закупках Boaray 5000D российскими госзаказчиками в ЕИС нет.
Редакция НГС сделала запрос в региональный Минздрав с просьбой объяснить выбор модели аппарата Lufter 5 для закупки — скоро мы более подробно расскажем о нём и закупках аппаратов ИВЛ в Новосибирской области.