Практически каждому человеку знакомы навязчивые звонки от «банка», «сотрудников МВД», «Центробанка» или «Госуслуг», которые сообщают, что ваши деньги в опасности и надо срочно перевести их куда-то, сообщив собеседнику код из СМС. Особенно подвержены таким атакам люди пожилого возраста. В билайне посчитали, что количество мошеннических звонков выросло в 1,7 раза за последние два года. Например, в Новосибирске с января по май 2024 года людям старше 60 лет 165 000 раз позвонили злоумышленники, но с помощью различных сервисов оператора эти звонки удалось предотвратить. Не удивительно, что многие запрещают своим родителям, бабушкам и дедушкам брать трубку с незнакомых номеров.
По данным одного из крупнейших банков России, с помощью подобных схем в 2023 году было похищено более 250 млрд рублей. Впечатляющая цифра! Она могла быть намного больше, если бы не бдительность людей и их родственников, а также усилия операторов сотовой связи.
Аналитики ComNews Research изучили, как крупнейшие российские мобильные операторы обеспечивают безопасность своих абонентов. По комплексу защищенности от мошенничества, спама и распространения «серых» сим-карт билайн в 2024 году был признан самым безопасным оператором. Представители билайн поделились, какие сервисы внедряет компания, чтобы защитить своих абонентов.
Цифровые алгоритмы и реальные люди, которые помогают 24/7
— 90% украденных денег приходится на долю телефонного мошенничества, когда злоумышленники дозвонились и убедили человека предоставить им личные данные для перевода средств, и только 10% — на фишинговые сайты, когда человек перешел по какой-то ссылке. Поэтому мы постоянно совершенствуем алгоритмы, которые позволяют выявить подозрительные звонки и оградить от них абонентов, — рассказывает региональный директор Восточного региона билайн Максим Шарков.
Компания разработала «Купол безопасности» — автоматическую защиту от мошенников и спама. Если абоненту за короткое время поступает большое количество звонков, система оценивает вероятность мошеннической атаки и при подтверждении полностью блокирует входящие вызовы на определенный период времени. Например, самый настойчивый злоумышленник совершил 130 вызовов жителю Новосибирска за 3 минуты, то есть более 40 звонков в минуту, но все вызовы были блокированы куполом. Также алгоритмы помогают распознать опасный звонок, если разговор все-таки состоялся.
— Мы проанализировали и увидели, что, например, если абонент разговаривает и в этот момент ему приходит СМС от «Госуслуг» или от банка для подтверждения входа в приложение или смены пароля, то высока вероятность, что это мошенники. Мы можем прервать этот звонок либо заблокировать поступление СМС-сообщения, — поясняет директор по управлению фродом билайна Петр Алферов.
Если антифрод-система хотя бы на 1% не уверена, что вызов мошеннический, на экране смартфона появляется предупреждение. Тогда абонент сам принимает решение, отвечать на звонок или нет.
В этом ему может помочь бесплатный сервис «Виртуальный помощник». Он работает как анти-спам фильтр и как личный цифровой ассистент: выводит на экран телефона предупреждение, что звонок от спамеров или мошенников. Абонент сам выбирает, какие звонки ему блокировать, настраивая сервис. Если вы не можете или не хотите разговаривать, «Виртуальный помощник» запишет звонок, который можно прослушать позже.
А что делать, если мошеннику всё же удалось дозвониться? Как говорят в билайне, в любой непонятной ситуации звоните 0611. В кол-центре оператора выделена специальная «Группа быстрого реагирования» — абсолютно реальные люди, не боты, которые оперативно помогают клиентам, попавшим в мошенническую ситуацию. Они владеют информацией, какие новые схемы придумали злоумышленники и чем грозит то или иное действие. Команда ГБР может оперативно связаться с поддержкой банков, а также подскажет, как защитить аккаунты в банках, Госуслугах и мессенджерах.
Также обезопасить доступ к вашим данным помогает защита от замены сим-карты и двойная аутентификация при замене сим-карты.
Если посмотреть на безопасность шире
Важная составляющая безопасности — возможность всегда быть на связи с близкими и иметь доступ к мобильному интернету. Чтобы обеспечить качественную и бесперебойную связь, билайн применяет ряд технологий, составляющих «умную сеть».
Искусственный интеллект помогает сохранять устойчивую связь даже в оживленных местах. Например, рефарминг ускоряет мобильный интернет. А технология SON постоянно анализирует, где в данный момент сконцентрированы абоненты и как перераспределить мощности, чтобы у всех была нормальная скорость. Искусственный интеллект непрерывно мониторит и контролирует работу сети. Он прогнозирует дальнейшее развитие событий на основе уже собранных данных, чтобы предугадать возможные неполадки и предупредить их.
Также билайн внедряет технологии нового поколения голосовой связи. VoWiFi улучшает качество голосовых звонков в местах, где прохождение сотового сигнала затруднено, — это подвалы, подземные парковки, верхние этажи высоток. VoLTE и VoWiFi от билайн, заработавшие в Новосибирской области в 2022 году, становятся всё популярнее: количество активных пользователей первого сервиса выросло на 22% год к году, а второго — на 87%.
— Во время Дня города или каких-то массовых мероприятий в одном месте собирается сразу большое количество абонентов. В таких случаях мы используем так называемые мобильные базовые станции, которые усиливают мощность сигнала в условиях, когда в одном месте собирается больше пользователей, чем в обычный день и они используют одновременно большее количество трафика. Это позволяет людям найти друг друга в толпе, позвонить и отправить фотографии друзьям. Наша задача — чтобы у наших абонентов всегда была связь там, где им необходимо, — говорит директор Новосибирского отделения билайн Сергей Бубен.
В апреле этого года билайн расширил покрытие 4G LTE в новосибирском метро, так что теперь абоненты могут общаться в мессенджерах и звонить не только на станциях и в переходах, но и в тоннелях на всем пути следования поездов.
Кроме того оператор активно работает над устранением цифрового неравенства: в 54 селах, поселках и деревнях Новосибирской области, во многих из которых живет менее 500 человек, билайн запустил связь четвертого поколения. Теперь там, как и в крупных населенных пунктах, есть стабильный скоростной интернет.
Как не стать жертвой мошенников
Эксперты билайна дали несколько советов, как не стать жертвой телефонных мошенников. Во-первых, никогда никому не сообщать коды из СМС-сообщений. Во-вторых, если собеседник всё же кажется вам убедительным, спросите его имя, должность и организацию, которую он представляет, и перезвоните сами по официальным телефонам этой организации. Скорее всего, вы обнаружите, что такой сотрудник там не работает.
Если взломали какое-то ваше приложение, лучше сразу позвонить в «Службу быстрого реагирования», и они подскажут, что делать. По незнанию вы можете усугубить ситуацию. Например, в такой момент нельзя удалять приложение, это может усложнить возвращение контроля над аккаунтом.
Если вам пришло сообщение от знакомого с просьбой перевести деньги, перезвоните ему по телефону и поговорите голосом, спросите, обращался ли он к вам за помощью. Если не можете позвонить, задайте ему вопрос в другом мессенджере.
Поскольку технологии позволяют имитировать голос любого человека, специалисты рекомендуют для близкого круга (родители, дети, бабушки, дедушки) придумать какой-то контрольный вопрос, которым вы всегда сможете проверить, разговариваете вы с родным или с мошенником.
По мнению регионального директора Восточного региона билайн Максима Шаркова, проблему телефонного мошенничества можно решить только в партнерстве мобильных операторов, банков, провайдеров и государства. Во времена цифровой экономики человек постоянно сталкивается с онлайн-сервисами практически во всех сферах жизни, поэтому обеспечить защиту его данных и средств можно только с помощью единого контура. Компания активно продвигает идею межотраслевого взаимодействия.
ПАО «ВымпелКом», beeline.ru.