Поделиться
Соображениями по поводу возможного перехода ТЭЦ-5 с каменного угля на бурый поделились новосибирские активисты. Депутаты местного горсовета, общественники и экологи накануне вернулись из рабочей поездки в Красноярск, прошедшей с 28 по 31 мая по инициативе Сибирской генерирующей компании, нового собственника ТЭЦ-5 и других новосибирских ТЭЦ. Несколько дней делегаты посещали объекты, входящие в теплоэнергетический комплекс города, где бурый уголь используют как основной вид топлива.
Безопасная альтернатива
Главная заявленная цель поездки — подробнее ознакомиться с процессом использования бурого угля и ответить на вопросы, которые возникли у жителей, парламентариев и общественников Новосибирска, после того как в апреле этого года впервые заговорили о возможном переводе ТЭЦ-5 на новый вид топлива. Делегаты побывали на Бородинском угольном разрезе в Красноярском крае и красноярской ТЭЦ-3, в лаборатории по анализу качества угля, встретились за круглым столом с красноярскими экологами, а также осмотрели земли рекультивации.
На Бородинском угольном разрезе ежегодно добывают около 20 млн тонн бурого угля. Бородино снабжает высококачественным топливом регионы России и отправляет его на экспорт. Широкое применение здесь нашла практика вторичного использования золошлаковых материалов для рекультивации карьеров. Новосибирским гостям местные специалисты показали процесс добычи топлива и рассказали о разнице свойств каменного и бурого угля.
Не фонит: таков первый тезис о буром угле, которым поделился с участниками пресс-конференции по итогам поездки исполнительный директор организации по вопросам защиты природопользования и охране окружающей среды «Белая сирень» Игорь Гавриленко. Он уточнил, что ездил в Красноярск, чтобы узнать, нет ли у бурого угля радиационного фона.
«Не фонило ни на ТЭЦ, ни на зольных отвалах. Это я могу сказать точно, в радиационную обстановку города бурый уголь не внесет никаких отрицательных моментов», — заверил эксперт.
Положительную оценку изученным свойствам топлива дал и Алексей Мазур, председатель комиссии по транспорту общественного экспертного совета при мэре Новосибирска по вопросам градостроительства.
«Я в какой-то степени успокоился. Нам показали, что представляет из себя бурый уголь. В нем больше содержания влаги и меньше всех остальных веществ. Величина зольности на единицу вырабатываемого тепла, которая и приводит к выбросам, в нем не больше, чем в обычном каменном угле», — отметил Мазур.

Поделиться
На низкозольном буром угле Бородинского разреза работают все красноярские ТЭЦ, в том числе и самая новая — ТЭЦ-3, которую также посетили депутаты и общественники из Новосибирска. На предприятии используют трехступенчатую систему сжигания топлива в котлах, за счет чего выбросы оксидов азота удается сократить на 40 %, а мощнейшие электрофильтры позволяют улавливать 99,7 % золы. В эффективной работе электрофильтров участники поездки убедились на практике: дым из трубы ТЭЦ-3 едва удалось разглядеть.
«Мы долго смотрели на трубу, пытаясь понять, работает она или нет, потому что труба действительно практически не дымила. Выяснилась, что она работает, но визуально никаких выбросов не наблюдается», — подчеркнул заместитель председателя общественного экспертного совета при мэре Новосибирска по вопросам градостроительства Евгений Гаврилов.
Несмотря на это, тема экологии активно муссируется в СМИ Красноярска вот уже пять лет. Это только усилило волнение и интерес к безопасности использования бурого угля в Новосибирске. Экологическая обстановка у красноярских соседей на самом деле не самая благополучная, отметили участники поездки. Но если бурый уголь и правда не такой ужасный, как о нем думают обыватели, то откуда в Красноярске берется «черное небо»?
«У нас был обширный круглый стол по этому вопросу, огромное количество мнений. Это не только влияние ТЭЦ, как выяснилось. Много стратегических градостроительных ошибок было совершено в городе», — добавил Гаврилов.

Поделиться
В Красноярске работает один из крупнейших алюминиевых заводов в мире, усугубляют обстановку географическое расположение города — в кольце гор, а также метеоусловия: большая часть дней в году в Красноярске безветренная, а значит, выбросы в атмосферу не уносятся потоком воздуха, а оседают здесь же. Зимой свою лепту вносит Красноярская ГЭС, которая не дает замерзать Енисею, — над городом повисает шапка облаков и дыма.
В режиме диалога
Ситуация в Новосибирске — принципиально иная. Город находится на равнине, а роза ветров уносит выбросы ТЭЦ-5 в сторону от города. Да и сама станция оборудована электрофильтром, эффективность которого более 98,5 %.
Это, впрочем, не отменяет важности мер общественного контроля, и в СГК подчеркивают, что готовы к сотрудничеству. В конце июня в Новосибирске пройдет очередное заседание комиссии Совета депутатов по городскому хозяйству — на нем подробнее обсудят возможный переход на бурый уголь. В столицу Сибири приедет координатор Российской экологической палаты по Сибирскому федеральному округу Сергей Шахматов, который расскажет об опыте экологического контроля в Красноярске. Практику соседей намерены перенять в Новосибирске, а местные экологи уже выдвинули и собственные инициативы: провести дополнительные замеры воздуха, воды и почвы на ТЭЦ-5 и в ее окрестностях до и после смены топлива. Депутаты новосибирского горсовета также сочли обоснованным тщательный мониторинг данных, а энергетики уже дали положительный ответ: замеры можно будет производить.
«СГК проявила высокую степень открытости, когда Алексей Носов (член ОО "Гражданский патруль", прим.) предложил вставить в трубу датчик и проверить показатели выбросов при каменном и затем при буром угле. Нам сказали: да, пожалуйста. Хотите, свой прибор приносите, хотите — нашему поверьте», - признал Мазур.
Депутаты отметили, что довольны открытой позицией энергетиков. Председатель комиссии по городскому хозяйству Совета депутатов Новосибирска Игорь Кудин дал положительный прогноз возможного перехода ТЭЦ-5 на новое топливо, подчеркнув при этом важность роли контролирующих органов и готовности всех участников процесса к диалогу.
«Общественники и депутаты — это группа поддержки, общественные представители горожан. А те, кто должен осуществлять контроль: Росприроднадзор, Ростехнадзор, Роспотребнадзор. И они будут ответственны за тот мониторинг, за ту информацию, которая будет предоставляться и в городской совет, и в мэрию Новосибирска», — резюмировал Кудин.