
Бывший мэр Вологды Андрей Травников стал врио губернатора Новосибирской области неожиданно для всей местной элиты
Поделиться
Леонтий Бызов, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН (Москва): «Не думаю, что президент хорошо знает Травникова, просто речь идёт о новой генерации людей, в которую он (Травников. — И.К.) достаточно хорошо вписывается. Эти люди не связаны с крупным бизнесом в прошлом, эти люди — выдвиженцы президента, это следующая генерация [людей], имеющих достаточно хороший управленческий опыт. Думаю, люди по этим критериям были подобраны в администрации президента. Тут, скорее, рука [замглавы администрации президента Сергея] Кириенко ощущается, который нашёл эту фигуру, представил её президенту — и президента эта фигура устроила.
Я недостаточно хорошо знаю Новосибирскую область, чтобы говорить, есть ли там какие-то местные лидеры, достойные возглавить губернаторский пост, но это всё вписывается в общую систему, которая сложилась при Кириенко, который занимается внутренней политикой:
они стараются выдвигать фигуры нейтральные в ситуации, когда существуют какие-то внутренние конфликты.
Мы видим это и в Дагестане, мы видим это и в массе других регионов, где вокруг предыдущего губернатора сложилась какая-то конфликтная ситуация, элита поделена на кланы и группировки. Тут лучше двигать человека со стороны, чем предоставлять [власть] какому-то одному клану. Это способ разруливания конфликтов: выдвижение нейтральных людей, не вовлечённых во внутренние конфликты региона.
Травников, я считаю, безусловно, останется губернатором, потому что об этом говорит вся сложившаяся практика назначений исполняющих обязанности губернаторов: здесь вероятность 99,5%, что он останется, если что-то не произойдёт за время выполнения обязанностей — что-то чрезвычайное, что ему пойдёт во вред, и сами власти посчитают, что совершили ошибку и он не годится. Ну а насколько он справится, говорить пока рано. Думаю, [будет] не хуже, чем предыдущий губернатор. Предполагаю, что реакция [местных элит] противоречивая, но достаточно сдержанная: что ожидать от губернатора Травникова, пока никто не знает. А преждевременно с ним ссориться и встречать его в штыки тоже никто не хочет. На всё нужно время, чтобы местные элиты и местные СМИ определились с отношением к этой фигуре».
Степан Львов, руководитель департамента исследований ВЦиОМ (Москва): «Знаю, что в Вологодской области сильная управленческая школа — и губернатор, и его заместители. Я могу судить по тем коллегам, с кем приходилось сталкиваться в Вологодской области по работе. Весьма сильная квалифицированная управленческая школа. А вот сказать, почему действительно именно он (Андрей Травников. — И.К.), я не могу».

Травников — фигура, к которой сейчас все будут присматриваться и оценивать, в том числе и в Москве
Поделиться
Вячеслав Смирнов, политтехнолог, директор Института политической социологии (Москва): «Травников — опытный управленец и вполне может справиться с таким непростым и "красным" регионом, как Новосибирская область. Современная кадровая политика требует особенно внимательно присматриваться к местным кадрам. Именно по этой причине часто выходцы из региона и не получают назначения на свою родину. Взаимозависимость региональной элиты известна. После детальной проработки вопроса предпочтение отдаётся кандидатам, способным эффективно решать задачи в стрессовой ситуации. Травников мотивирован на работу, видит перед собой задачу по обеспечению и экономическому развитию области. Нацелен на поступательное развитие и объединение всех конструктивных сил региона. Местные жители отнесутся [к этому назначению] по-разному. [Местные] элиты, как всегда, затаят обиду. Но пусть благодарят президента, что им не назначили губернатора из Красноярского края в качестве компенсации за правление там [Виктора] Толоконского».
Алексей Мазур, новосибирский политолог: «Не уверен, что президент знал Травникова до его назначения. Думаю, он узнал его в тот момент, когда назначил в Новосибирскую область. Во всяком случае на сайте президента упоминания Травникова до этого назначения нет. Думаю, там события развивались так: сначала было принято решение об отставке Городецкого, потом они (федеральные власти. — И.К.) попали в ситуацию, что нет подходящих кандидатур в Новосибирске. Они, думаю, поискали среди условных "тяжеловесов" типа Сергея Неверова, Александра Жукова (оба — вице-спикеры Госдумы. — И.К.), но те отказались, зная, что такое Новосибирская область и её политическая элита. И тогда стали искать в условном кадровом резерве. А сам Травников рассматривался в качестве возможного кандидата [в губернаторы] на Вологодскую или Мурманскую область, как говорят местные жители.
И когда возникла проблема с Новосибирском: надо выбирать губернатора и непонятно, кого ставить. А тут есть вроде готовый кандидат.
Конечно, в полуторамиллионном городе есть люди, кто мог бы возглавить Новосибирскую область и сделать это более или менее хорошо, но проблема в том, что большая часть этих людей не является участниками политической системы. Политическая система у нас устроена таким образом, что в ней важно быть членом какой-то группировки, родственником какого-нибудь действующего генерала, но не эффективным управленцем. Была группа чиновников, среди которых назывались [кандидатами] заместитель полпреда [Вадим] Головко, вице-губернатор Юрий Петухов и бывший министр финансов НСО [Леонид] Горнин. Но в администрации президента, думаю, решили, что они не справятся с ситуацией.
Каковы шансы, что Травников победит на губернаторских выборах в сентябре следующего года? Как в известном анекдоте про блондинку: 50 на 50. Для этого нужно понимать, что собой представляет Травников и насколько он может справиться с этой задачей. Об этом сейчас не знает никто, включая самого Травникова. Думаю, что через месяц мы уже сможем уверенно говорить об этом. Где-то месяц у него есть на то, чтобы выбрать правильные или неправильные решения.
Первая реакция [местной элиты, жителей] была: шок и возмущение. Но это не самый плохой вариант. Прислали человека, который прошёл все ступени карьеры — от простого рабочего до мэра Вологды».