
На обучение пилоты тратят годы и миллионы рублей из собственного кармана
Поделиться
К маю 2017 года Росавиация аннулировала более 400 свидетельств пилотов, сообщал в мае этого года советник руководителя Росавиации Сергей Извольский. Он утверждал, что лицензии отзываются у тех пилотов, которые предоставляли фальшивые документы, например медсправки, и завышали время налёта, фактически отлетав меньше, чем указано в документах.
«Такие пилоты не должны управлять транспортным средством, на борту которого находятся сотни человек», — цитирует ТАСС Извольского.
В числе этих 400 человек оказался и 35-летний новосибирец Андрей Ш. — раскрывать свою фамилию и название авиакомпании, самолётами которой он до недавнего времени управлял, мужчина не решается: надеется вернуться за штурвал. Андрей родился в Новосибирске и с детства мечтал стать пилотом, но поступить в училище сразу после школы не смог «из-за семейных причин». Молодой человек окончил СГУПС и решил переехать в Санкт-Петербург.
«В Питере начал летать в аэроклубе, исключительно для удовольствия, потом понял, что желание связать профессию с небом осталось, и стал заниматься дальше. В те времена, когда я учился, использовался самолёт ЯК-18Т. Это специальное воздушное судно, которое было спроектировано для первоначального лётного обучения. Получил пилота-любителя, на него нужно налетать 42 часа, потом — пилота коммерческой авиации», — вспоминает Андрей.
Тогда действовали Федеральные авиационные правила (ФАП)
Чтобы его взяли на работу, мужчине пришлось за свои деньги переучиться на этот тип судна. Андрей подсчитал, что на своё обучение он потратил около 1,5 млн руб.
«Это в ценах 2006–2009 года, то есть в те времена это была сумма очень солидная. Мне пришлось продать квартиру в Новосибирске. Переучивался на Boeing 737 я в иностранном учебном центре и потратил ещё порядка 500 тыс. руб. — мне пришлось продать машину и взять кредит», — говорит пилот.
Вторым пилотом на «Боинге» Андрей проработал примерно 2 года, потом авиакомпания переучила его для работы на Airbus, а в начале 2015 года мужчина прошёл программу ввода в строй в качестве командира воздушного судна (КВС).
«И в тот момент, когда я подал документы на внесение отметки КВС, моё свидетельство в первый раз аннулировали. Причина всегда указывается одна и та же: предоставление недостоверных сведений либо подложного документа. При этом объяснение, что именно является подложным документом и недостоверными сведениями, Росавиация не даёт ни при личном общении, ни при переписке», — возмущён пилот.
Новосибирец решил отстаивать свои права через суд и после 9 месяцев разбирательств ему предложили приехать в Москву к начальнику управления лётной эксплуатации и решить вопрос «мирным путём».
«Мне там говорят: "Слушай, парень, так у тебя всё нормально, есть высшее образование профильное, налёт, действующая проверка. Подавай документы заново, а мы тебе пилотское выдадим снова.
Это так, была просто ошибка. Но исковое заявление из суда забери"», — передал смысл разговора Андрей.
Пилот забрал заявление из суда, подал документы на новое свидетельство и действительно его получил. Через год Андрею пришлось заново подтверждать свой уровень знания авиационного английского языка — после этой процедуры его свидетельство перевыпустили и поставили отметку «командир воздушного судна».
А ещё через две недели — в апреле 2017 года — Росавиация снова аннулировала только что выданное свидетельство.
В ведомстве Андрею предложили заново выучиться на пилота в лётном училище и начать строить карьеру с нуля. «Я 7 лет работаю в авиакомпании, у меня сейчас налёт больше 3 тыс. часов, и за время работы не было ни одного нарушения, лётного происшествия по моей вине. Оценки за периодические проверки в основном пятёрки, очень редко четвёрки. А Росавиация говорит: "Вы не пилот"», — сокрушается мужчина.
В авиакомпании пошли пилоту навстречу и на время судебного разбирательства, к которому сейчас готовится Андрей, его не увольняют. Зарплату мужчина не получает, квартира в ипотеке... Чтобы свести концы с концами, Андрей, по его словам, живёт «на спонсорскую помощь от родителей и случайные заработки на машине».
«Идёт огромная трата денег на судебные издержки, я недополучаю зарплату за это время, теряю квалификацию, навык, потому что лётный навык — это вещь очень хрупкая, её нужно поддерживать постоянно. Есть, конечно, программа восстановления после перерыва, но лучше всего летает тот, кто летает много и часто», — заключил Андрей.
Как и другие российские пилоты, столкнувшиеся с проблемами с лицензией, Андрей ищет работу за рубежом. Процесс это небыстрый и сложный: в других государствах есть свои пилоты. Даже если Андрей найдёт работу, он должен сдать зачёты, пройти интервью, продемонстрировать умение летать на тренажёрах. По опыту знакомых пилота, это занимает от 3 месяцев до года.
«Вообще с 2011 года Росавиация аннулировала порядка 400 свидетельств, в нашей авиакомпании таких людей было около 10. У кого-то свидетельства аннулировали по ошибке, у некоторых в базе не было каких-то документов. По сути, всем этим людям свидетельства вернули: по суду или Росавиация передумала. Нет никакой последовательности в их действиях: сегодня они дали свидетельство — завтра забрали», — констатирует Андрей.
Проблемы периодически возникают и в малой авиации: за год транспортная прокуратура Новосибирска возбудила дела против 5 новосибирских пилотов авиации общего назначения, они получили судебные запреты на деятельность.
«Ситуация с Росавиацией действительно катастрофичная.
В прошлом году транспортная прокуратура очень жёстко проверила всю малую авиацию по Новосибирску: всех пилотов и все площадки. Нашли больше 20 площадок, которые, как они заявили, нелегальные. На них летают или частично готовят [частных] пилотов», — рассказал НГС.НОВОСТИ пилот и парапланерист Александр Орлов.
Он добавил, что сам лично получил 5 исков, начал оспаривать их в суде: пока два выиграл и один проиграл — пилоту пришлось заплатить штраф в 30 тыс. руб.
«Росавиация отстаивает интересы крупных перевозчиков, а у нас закон един, что для пилотов большой, что малой авиации. Законов в большой авиации существует несколько сотен. Давно уже идут предложения, чтобы сделать для малой авиации [отдельно] несколько исчерпывающих законов. А Росавиации это не интересно», — отметил Орлов.
По мнению Орлова, все запреты Росавиации и транспортной прокуратуры не способствуют развитию отрасли. Уже сейчас, грустно констатировал он, в малой авиации дефицит лётчиков — и через несколько лет, когда на пенсию уйдут самые пожилые, летать будет некому: школ, где учат пилотов, крайне мало.