NGS
Погода

Сейчас-1°C

Сейчас в Новосибирске

Погода-1°

ясная погода, без осадков

ощущается как -3

0 м/c,

штиль.

758мм 74%
Подробнее
0 Пробки
USD 94,07
EUR 99,93
Реклама
Город Проснись и пой (фото)

Проснись и пой (фото)

Во время сложнейшей операции на мозге хирурги разговаривали с пациенткой и показывали ей картинки — НГС.НОВОСТИ запечатлели эти удивительные моменты

Разбудить пациентку во время операции на мозге и полтора часа разговаривать с ней — такая задача стояла у команды врачей Федерального центра нейрохирургии в Новосибирске 22 ноября. Хирурги смогли бы удалить опухоль в голове немолодой женщины и без пробуждения пациентки, но с гораздо более высоким риском повредить речевые функции. На помощь новосибирским врачам в тестировании речи даже приехали московские нейролингвисты. Кроме москвичей нейрохирургический центр пригласил на операцию корреспондентов НГС.НОВОСТИ.

В светлой операционной нейрохирургического центра очень тесно. Хирург, заведующий нейроонкологическим отделением Сергей Чернов, завязывает синюю шапочку в мелкий цветочек и долго моет руки. Пациентку с опухолью головного мозга — 47-летнюю женщину из Улан-Удэ — уже привезли и ввели ей наркоз. Она лежит на противопролежневом матрасе, завернутая в плотное белое одеяло, а к нему подсоединена небольшая труба, подающая теплый воздух.

Сегодня команда нейрохирургического центра планирует сделать операцию пациентке в сознании. «Во время удаления опухоли мы ее разбудим, будем с ней общаться, проводить различные лингвистические, нейропсихологические тесты — для того, чтобы выявить функционально значимые зоны коры головного мозга и сохранить [их]. Сама операция — по удалению опухоли головного мозга, которая как раз локализуется рядом с этими функциональными центрами», — объяснил нейрохирург.

Сергей Чернов

Внешне все врачи — хирурги, анестезиологи, медсестры — совершенно спокойны, никакой паники от предстоящего пробуждения человека с открытым мозгом. Впервые будить пациентов во время операций на головном мозге новосибирские нейрохирурги начали в 2014 году — этот метод называется Awake Surgery и проходит под строгим контролем анестезиологов. Новаторство для новосибирской медицины заключается в объеме тестирования речи пациента и других функций мозга. На помощь сибирским врачам приехали коллеги из московской нейролингвистической лаборатории Высшей школы экономики — они занимаются изучением функций речи у людей и разрабатывают различные тесты, которые способны выявлять самые маленькие нарушения.

«Они будут тестировать, не только смотреть функции разговора и понимания, самые примитивные, но и более глубокие, более общие функции, как заканчивание предложений, называние глаголов, чисел в обратном порядке. Мы тестировали [речь] раньше, но не так глубоко — общие функции», — добавил Чернов. Во время операции также предстоит выяснить, насколько злокачественна опухоль.

Операция начинается под романтическую балладу Мадонны. Хирург берет скальпель и твердо проводит по затылку — кожа аккуратно расслаивается. Дальше врачи подбираются к черепной коробке, обрабатывают рану коагулятором — стандартная для онкологической хирургии процедура для обывателя выглядит жутковато из-за всполоха искр. Один из врачей объясняет — раньше приходилось брить всю голову для этих процедур, а сейчас частично, учитывая важность для женщин-пациентов хорошо выглядеть. Так что скоро волосы отрастут и превратятся к Новому году в модную стрижку, успокаивает он корреспондентов НГС.НОВОСТИ. Вскоре на черепной коробке появляются маленькие отверстия — и хирург точно и ровно вырезает кусочек кости диаметром несколько сантиметров. Все манипуляции отражаются на экране. Врачи устанавливают нейрохирургический микроскоп — какое-то время тихо совещаются между собой и озвучивают, что все готово к пробуждению. Кто-то из врачей неожиданно констатирует, что пахнет яблоками.

— Лариса, глазки открываем. Слышишь? Слышишь? Руками шевелить не надо. Глаза открываем — вспоминаем, где находимся. Давайте просыпаться. Шевелиться не надо. (В сторону.) — Молчит.

Возвышающийся над коллегами анестезиолог говорит так ласково, будто перед ним маленький ребенок, которого надо разбудить после сон-часа в детском саду, — и недурно поет отрывок из романса на радость женской половине врачебной команды. Женщине очень тяжело очнуться в полной мере, левый глаз отказывается открываться. Но минут через десять пациентка все-таки понимает, что от нее требуют все эти странные люди в халатах. Врачи подчеркивают, что во время операции с пробуждением пациенты не страдают — может быть только некоторый дискомфорт от жесткой фиксации тела — шевелиться нельзя вообще. Пациентка на столе будто вымученно говорит, что у нее чешется лоб и хочется пить — ей подносят к губам мокрую марлю. В остальном придется потерпеть.

Этот момент Лариса может и не запомнить вовсе. «По-разному бывает, некоторые помнят, некоторые частично. От чего это зависит — мне сложно сказать — может, от анестезии зависит, концентрации… Но у всех только приятные впечатления», — улыбается Сергей Чернов.

Девушка-нейролингвист просит пациентку назвать свои полные ФИО, посчитать от 1 до 10 и громко назвать дни недели. В это время хирурги внимательно смотрят на участки пульсирующего мозга. Нейролингвист достает планшет и листает на нем картинки — на них на белом фоне изображены схематичные человечки, занятые вязанием, пением и другими повседневными делами. Женщине подносят изображение к самому лицу — нужно назвать существительное и глагол. Дальше задания посложнее — нужно продолжить предложения: «Вор украл…», «Сова ждет…», их репетировали с пациенткой до операции. Речь записывается на диктофон.

Иногда пациентка не может вспомнить названия простейших вещей — лампы или бутылки — в случае таких нарушений хирург останавливается по команде нейролингвиста.

Сергей Чернов отметил, что без пробуждения и тестирования речи удаление опухоли возможно, но с более высоким риском. «Потому что мы не знаем, какие центры расположены в определенной зоне коры, можем [случайно] повредить их. И когда пациент проснется — у него может быть утрачена та или иная функция, которая потом не восстановится», — заключил он. Хирурги отмечают, что новая технология позволит сохранить все функции и удалить опухоль полностью — хотя и здесь риски, как во время любой операции, высоки.

Когда корреспонденты НГС.НОВОСТИ покинули операционную (женщину снова погрузили в сон), врачи еще продолжили оперировать пациентку — удаление опухоли не может быть быстрым процессом. Позже в центре отчитались, что операция длилась около 5 часов — врачи прогнозируют, что обойдется без осложнений.

Мария Морсина
Фото Веры Сальницкой
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления