1 августа воскресенье
СЕЙЧАС +19°С

«Мир наш»: страна над пропастью (фоторепортаж)

Новосибирцы на внедорожниках доехали до Индии: их поджидали перевалы, от которых стынет кровь, жуткие ритуалы индусов и встреча с медведем в ночи

Поделиться

Справка: Кругосветная автомобильная экспедиция «Мир наш» пройдет в несколько этапов по маршруту протяженностью 150 тыс. км по территории 50 стран мира. Количество участников варьируется от 8 до 18 человек. Основной состав команды передвигается на подготовленных для бездорожья автомобилях: трех Toyota Hilux и одном Toyota Land Cruiser 80.

Путь экспедиции пролегал с востока на запад с заездом в горный Дарджилинг, столицу Индии Дели и высокогорье Гималаев. Оттуда путешественники спустились на юг до города Амритсар, где их ждал главный (и единственный для иностранцев) погранпереход из Индии в Пакистан. «Все бывавшие в Индии друзья беспокоились прежде всего о дорожном движении. Мы же чувствовали себя спокойно, нам казалось, что после Китая и сумасшедшего муравейника во вьетнамском Хошимине нас вряд ли что-то сможет удивить, но мы сильно заблуждались. То, что мы увидели за рулем на дорогах в Индии, было совершенно невообразимым!» — заинтриговал Алексей Камерзанов, руководитель экспедиции «Мир наш».

Путь экспедиции пролегал с востока на запад с заездом в горный Дарджилинг, столицу Индии Дели и высокогорье Гималаев. Оттуда путешественники спустились на юг до города Амритсар, где их ждал главный (и единственный для иностранцев) погранпереход из Индии в Пакистан. «Все бывавшие в Индии друзья беспокоились прежде всего о дорожном движении. Мы же чувствовали себя спокойно, нам казалось, что после Китая и сумасшедшего муравейника во вьетнамском Хошимине нас вряд ли что-то сможет удивить, но мы сильно заблуждались. То, что мы увидели за рулем на дорогах в Индии, было совершенно невообразимым!» — заинтриговал Алексей Камерзанов, руководитель экспедиции «Мир наш».

Поделиться

Как любого на их месте, больше всего путешественников поразило, что в Индии водители постоянно выезжают на «встречку». То есть если вы едете по какой-то стороне дороги, не факт, что по этой же полосе невозможно движение в противоположную сторону. «Все едут по разным полосам, невзирая на встречное движение, поворачивают из любого ряда куда захотят, на дороге лежат животные, мечутся люди, едут рикши, протискиваются авто. Все беспрестанно сигналят. Содом и Гоморра на современный лад, — вспоминает Алексей, — сначала мы сильно нервничали, временами громко ругались. Пока не осознали одну простую истину: не нужно плыть против течения, нужно плыть по нему».

Как любого на их месте, больше всего путешественников поразило, что в Индии водители постоянно выезжают на «встречку». То есть если вы едете по какой-то стороне дороги, не факт, что по этой же полосе невозможно движение в противоположную сторону. «Все едут по разным полосам, невзирая на встречное движение, поворачивают из любого ряда куда захотят, на дороге лежат животные, мечутся люди, едут рикши, протискиваются авто. Все беспрестанно сигналят. Содом и Гоморра на современный лад, — вспоминает Алексей, — сначала мы сильно нервничали, временами громко ругались. Пока не осознали одну простую истину: не нужно плыть против течения, нужно плыть по нему».

Поделиться

Из практических советов водителям в Индии: «Не нужно ехать в левой полосе, это самый опасный и непредсказуемый ряд. Она постоянно занята транспортом, скотом, играющими детьми… Нужно остерегаться всего живого на дороге, оно непредсказуемо. Люди, коровы, овцы, собаки, дети абсолютно не чувствительны к сигналам гудка… "Поворотниками" здесь не пользуются по их прямому назначению». А апогеем хаоса на дорогах для путешественников стал школьный автобус, который вез детей прямо на гладкой крыше, без поручней или каких-либо ремней: «Шлемы, разумеется, не использует никто. Индия уверенно лидирует в мировом рейтинге по количеству погибших и раненых в ДТП».

Из практических советов водителям в Индии: «Не нужно ехать в левой полосе, это самый опасный и непредсказуемый ряд. Она постоянно занята транспортом, скотом, играющими детьми… Нужно остерегаться всего живого на дороге, оно непредсказуемо. Люди, коровы, овцы, собаки, дети абсолютно не чувствительны к сигналам гудка… "Поворотниками" здесь не пользуются по их прямому назначению». А апогеем хаоса на дорогах для путешественников стал школьный автобус, который вез детей прямо на гладкой крыше, без поручней или каких-либо ремней: «Шлемы, разумеется, не использует никто. Индия уверенно лидирует в мировом рейтинге по количеству погибших и раненых в ДТП».

Поделиться

На третий день пути в непроглядном хаосе настоящей отдушиной и умиротворением для путешественников стали чайные плантации штата Ассам. Что это за кусты растут вдоль дороги, они поняли, лишь когда увидели сборщиц чая. «Все мы в теории знаем, как и где растет чай. Но это тот самый момент, когда можно воочию увидеть и само растение, и то, как его собирают. Дикий восторг! — радуется Алексей Камерзанов. — Женщины с огромными мешками за спиной методично обрывают верхние листочки кустов, заливисто смеясь, когда мы фотографируем их вблизи».

На третий день пути в непроглядном хаосе настоящей отдушиной и умиротворением для путешественников стали чайные плантации штата Ассам. Что это за кусты растут вдоль дороги, они поняли, лишь когда увидели сборщиц чая. «Все мы в теории знаем, как и где растет чай. Но это тот самый момент, когда можно воочию увидеть и само растение, и то, как его собирают. Дикий восторг! — радуется Алексей Камерзанов. — Женщины с огромными мешками за спиной методично обрывают верхние листочки кустов, заливисто смеясь, когда мы фотографируем их вблизи».

Поделиться

После того как мешки наполняются, сборщицы идут на пункт сдачи. На весах приемщик взвешивает собранный чай и отправляет его на переборку. Здесь, на широком столе, сорванные листочки проверяются мужчинами-сортировщиками и упаковываются в большие мешки, которые тут же складывают в грузовик. Ассам — это чай среднего уровня, самый дорогой и изысканный растет в высокогорном Дарджилинге, куда участники экспедиции и направились дальше.

После того как мешки наполняются, сборщицы идут на пункт сдачи. На весах приемщик взвешивает собранный чай и отправляет его на переборку. Здесь, на широком столе, сорванные листочки проверяются мужчинами-сортировщиками и упаковываются в большие мешки, которые тут же складывают в грузовик. Ассам — это чай среднего уровня, самый дорогой и изысканный растет в высокогорном Дарджилинге, куда участники экспедиции и направились дальше.

Поделиться

Дарджилинг находится в одном из самых узких мест Индии. Перешеек зажат между Бангладеш на юге, Непалом и Бутаном на севере. Город расположен в горах на высоте аж 2000 м. Путь нелегок, особенно последние 50 км. Дорожка невероятно извилиста и узка, много поворотов на 180, 360 и даже 720 градусов. «На большей части дороги разъехаться двум авто не представляется возможным. Но это того стоит — отсюда открывается вид на третью по высоте гору в мире — Канченджангу, лежащую на границе Непала и Индии». Канченджанга — горный массив Гималаев высотой 8586 м. Название переводится как «Пять сокровищ великих снегов». Именно эта вершина была любимой у живописца Николая Рериха.

Дарджилинг находится в одном из самых узких мест Индии. Перешеек зажат между Бангладеш на юге, Непалом и Бутаном на севере. Город расположен в горах на высоте аж 2000 м. Путь нелегок, особенно последние 50 км. Дорожка невероятно извилиста и узка, много поворотов на 180, 360 и даже 720 градусов. «На большей части дороги разъехаться двум авто не представляется возможным. Но это того стоит — отсюда открывается вид на третью по высоте гору в мире — Канченджангу, лежащую на границе Непала и Индии». Канченджанга — горный массив Гималаев высотой 8586 м. Название переводится как «Пять сокровищ великих снегов». Именно эта вершина была любимой у живописца Николая Рериха.

Поделиться

Раньше здесь был далекий и уединенный одноименный монастырь. Англичане облюбовали это место и построили здесь небольшой город в качестве курорта для отдыха в прохладе гор от индийской жары. Первый суперинтендант, доктор Кэмпбелл, решил попробовать здесь высадить чайные кусты. Так были созданы чайные плантации, ставшие одними из самых известных в мире. Помимо сорта чая Дарджилинг известен благодаря комедийному фильму «Поезд на Дарджилинг». Поэтому путешественники не преминули прокатиться тут на одном из старейших в мире паровозов — раритете конца XIX века, который работает на угле. «Поскольку в горах свободного пространства немного, инженеры решили сделать минимально широкую колею, около 60 см, из-за этого сам паровоз выглядит немного игрушечным», — делится Алексей.

Раньше здесь был далекий и уединенный одноименный монастырь. Англичане облюбовали это место и построили здесь небольшой город в качестве курорта для отдыха в прохладе гор от индийской жары. Первый суперинтендант, доктор Кэмпбелл, решил попробовать здесь высадить чайные кусты. Так были созданы чайные плантации, ставшие одними из самых известных в мире. Помимо сорта чая Дарджилинг известен благодаря комедийному фильму «Поезд на Дарджилинг». Поэтому путешественники не преминули прокатиться тут на одном из старейших в мире паровозов — раритете конца XIX века, который работает на угле. «Поскольку в горах свободного пространства немного, инженеры решили сделать минимально широкую колею, около 60 см, из-за этого сам паровоз выглядит немного игрушечным», — делится Алексей.

Поделиться

Проехав «чайные» Ассам и Дарджилинг, участники экспедиции направились в центр Индии. «На одной из небольших дорог Западной Бенгалии мы попадаем в немного странную пробку. Видно, что кто-то медленно едет, собирая за собой вполне приличную очередь. Вскоре выясняется, что виной всему… слон!». В городе Бодгайе путешественники заехали посмотреть на храм Махабодхи, воздвигнутый в 3-м веке до н. э. возле дерева Бодхи, где Сиддхартха Гаутама, достигнув просветления, стал Буддой.

Проехав «чайные» Ассам и Дарджилинг, участники экспедиции направились в центр Индии. «На одной из небольших дорог Западной Бенгалии мы попадаем в немного странную пробку. Видно, что кто-то медленно едет, собирая за собой вполне приличную очередь. Вскоре выясняется, что виной всему… слон!». В городе Бодгайе путешественники заехали посмотреть на храм Махабодхи, воздвигнутый в 3-м веке до н. э. возле дерева Бодхи, где Сиддхартха Гаутама, достигнув просветления, стал Буддой.

Поделиться

А дальше они попали в ад на земле, признается Алексей Камерзанов. Варанаси — священный город, где уже 3 тыс. лет сжигают умерших людей и бросают их в воды Ганга. «Причем совершенно не важно, хватило ли у родственников денег на дрова», — Алексей пояснил, что не все останки бывают догоревшими. «Жутковато… не только процесс сожжения, но сама атмосфера этого места. Сжигают там круглые сутки. Кроме того, это в принципе место, куда многие индийцы приходят умирать. Страшное место: убогие, инвалиды живут там, иногда годами, ожидая своей смерти. Там мы встретили одну бабушку, которая ждет кончины уже 40 лет…».

А дальше они попали в ад на земле, признается Алексей Камерзанов. Варанаси — священный город, где уже 3 тыс. лет сжигают умерших людей и бросают их в воды Ганга. «Причем совершенно не важно, хватило ли у родственников денег на дрова», — Алексей пояснил, что не все останки бывают догоревшими. «Жутковато… не только процесс сожжения, но сама атмосфера этого места. Сжигают там круглые сутки. Кроме того, это в принципе место, куда многие индийцы приходят умирать. Страшное место: убогие, инвалиды живут там, иногда годами, ожидая своей смерти. Там мы встретили одну бабушку, которая ждет кончины уже 40 лет…».

Поделиться

В надежде избавиться от ужасного гнетущего впечатления Варанаси экспедиция двинулась к Тадж-Махалу. Однако туда они прибыли в пятницу — единственный день, когда этот мавзолей закрыт. А потом они попали в мрачный город без солнца — столицу Индии. «В Дели нет солнца. Точнее, оно есть, но его почти не видно. Только оранжевый шар. Над городом постоянно стоит плотнейший смог, из-за которого ничего толком не разглядеть. Смог — это бич азиатских столиц», — печально отметил Камерзанов.

В надежде избавиться от ужасного гнетущего впечатления Варанаси экспедиция двинулась к Тадж-Махалу. Однако туда они прибыли в пятницу — единственный день, когда этот мавзолей закрыт. А потом они попали в мрачный город без солнца — столицу Индии. «В Дели нет солнца. Точнее, оно есть, но его почти не видно. Только оранжевый шар. Над городом постоянно стоит плотнейший смог, из-за которого ничего толком не разглядеть. Смог — это бич азиатских столиц», — печально отметил Камерзанов.

Поделиться

В Дели участников «Мир наш» поразило метро. «Не представляю, что бы там должно быть такое, от чего бы мы удивились. Даже деревянные вагоны, запряженные волами, я бы принял за данность. Но метро нас удивляет! Оно чистое, современное, будто мы не в Индии вовсе». В вагонах чисто, аккуратно и работает кондиционер. Тут даже есть розетки для зарядки телефонов. И надпись: «Плеваться запрещено! Штраф 200 рупий».

В Дели участников «Мир наш» поразило метро. «Не представляю, что бы там должно быть такое, от чего бы мы удивились. Даже деревянные вагоны, запряженные волами, я бы принял за данность. Но метро нас удивляет! Оно чистое, современное, будто мы не в Индии вовсе». В вагонах чисто, аккуратно и работает кондиционер. Тут даже есть розетки для зарядки телефонов. И надпись: «Плеваться запрещено! Штраф 200 рупий».

Поделиться

«Старый Дели — это, конечно, кошмар для европейца», — Алексей признался, что по дороге они сначала слушали аудиокнигу «Шантарам», и описанное там полностью совпадало с действительностью. Однако в какой-то момент случился переизбыток всего этого нищенского колорита, стало физически тяжело там находиться, и нигде вокруг не было передышки. «Мы невероятно устали от суеты, грязи и прочего. Хватит, нам пора высоко в горы. Из Дели мы двинулись в сторону высокогорного Лех-Манальского шоссе, одной из самых сложных горных дорог в нашей жизни».

«Старый Дели — это, конечно, кошмар для европейца», — Алексей признался, что по дороге они сначала слушали аудиокнигу «Шантарам», и описанное там полностью совпадало с действительностью. Однако в какой-то момент случился переизбыток всего этого нищенского колорита, стало физически тяжело там находиться, и нигде вокруг не было передышки. «Мы невероятно устали от суеты, грязи и прочего. Хватит, нам пора высоко в горы. Из Дели мы двинулись в сторону высокогорного Лех-Манальского шоссе, одной из самых сложных горных дорог в нашей жизни».

Поделиться

Путь в горы проходит через туннели. Дорога идет зигзагами, на огромной высоте. Впереди высочайшие автомобильные перевалы в мире — пятитысячники. Бóльшая часть дороги — гравийная. «Вскоре темнеет, дорога — гравийка, движемся 15–20 км/ч, сильная тряска, путь предельно узкий и пыльный. Температура падает ниже ноля. Начинает делать свое черное дело "горняшка" (горная болезнь. — З.К.). Накатывает усталость, мы едем с 5 утра, в голове шумит. Фары выхватывают какую-то зловещую картину перед нами: с обеих сторон нависают скалы — крутые декорации для голливудского фильма, — вспоминает Алексей Камерзанов. — В какой-то момент перестаешь понимать, кто ты и где. Приходится встряхнуть головой, открыть окно, умыться водой. Только разговоры в машине и по рации возвращают в нормальное сознание, по опыту знаю: еще несколько часов — и начнутся галлюцинации…».

Путь в горы проходит через туннели. Дорога идет зигзагами, на огромной высоте. Впереди высочайшие автомобильные перевалы в мире — пятитысячники. Бóльшая часть дороги — гравийная. «Вскоре темнеет, дорога — гравийка, движемся 15–20 км/ч, сильная тряска, путь предельно узкий и пыльный. Температура падает ниже ноля. Начинает делать свое черное дело "горняшка" (горная болезнь. — З.К.). Накатывает усталость, мы едем с 5 утра, в голове шумит. Фары выхватывают какую-то зловещую картину перед нами: с обеих сторон нависают скалы — крутые декорации для голливудского фильма, — вспоминает Алексей Камерзанов. — В какой-то момент перестаешь понимать, кто ты и где. Приходится встряхнуть головой, открыть окно, умыться водой. Только разговоры в машине и по рации возвращают в нормальное сознание, по опыту знаю: еще несколько часов — и начнутся галлюцинации…».

Поделиться

Люди и техника подвергаются сильнейшему перепаду температуры: бóльшую часть пути в Индии было +30…+40. На высоте 2–3 тыс. м наступила «золотая осень», а на первом перевале на 4 тыс. м лежит снег. Страдает и техника: при подъеме выше 4 тыс. м авто теряет 20–30 % тяги, некоторые начинают дымить. А из-за снега нужно будет надевать цепи на колеса. Спасаясь от «горняшки» горячим сладким чаем и кислородными баллонами, путешественники преодолевают перевал Хардунг-Ла — один из самых высоких автомобильных перевалов в мире (5377 м).

Люди и техника подвергаются сильнейшему перепаду температуры: бóльшую часть пути в Индии было +30…+40. На высоте 2–3 тыс. м наступила «золотая осень», а на первом перевале на 4 тыс. м лежит снег. Страдает и техника: при подъеме выше 4 тыс. м авто теряет 20–30 % тяги, некоторые начинают дымить. А из-за снега нужно будет надевать цепи на колеса. Спасаясь от «горняшки» горячим сладким чаем и кислородными баллонами, путешественники преодолевают перевал Хардунг-Ла — один из самых высоких автомобильных перевалов в мире (5377 м).

Поделиться

Под конец 22-дневного пребывания в Индии ждало самое серьезное испытание. Перевал Зоджи-Ла. Сам по себе по меркам пройденной дороги он невысок — 3500 м. Но ночью прошел снегопад, и дорога оказалась под двухметровым слоем снега. Только к вечеру следующего дня перевал открыли. Но за ним началась многокилометровая пробка из грузовиков. Пришлось снова заночевать — под холодной луной в снегах Гималаев.

Под конец 22-дневного пребывания в Индии ждало самое серьезное испытание. Перевал Зоджи-Ла. Сам по себе по меркам пройденной дороги он невысок — 3500 м. Но ночью прошел снегопад, и дорога оказалась под двухметровым слоем снега. Только к вечеру следующего дня перевал открыли. Но за ним началась многокилометровая пробка из грузовиков. Пришлось снова заночевать — под холодной луной в снегах Гималаев.

Поделиться

В какой-то момент индийские дальнобойщики начали бегать с криками «Балу! Балу!» — и путешественники увидели огромную темную фигуру гималайского мишки, который приближался к нам. Однако, постояв в задумчивости, зверь развернулся и пошел прочь. Наутро, чтобы отогреть машины, под каждой второй фурой индийцы разводят огонь. Жгут все: дрова, резину, солярку.

В какой-то момент индийские дальнобойщики начали бегать с криками «Балу! Балу!» — и путешественники увидели огромную темную фигуру гималайского мишки, который приближался к нам. Однако, постояв в задумчивости, зверь развернулся и пошел прочь. Наутро, чтобы отогреть машины, под каждой второй фурой индийцы разводят огонь. Жгут все: дрова, резину, солярку.

Поделиться

После этой пробки ждала вторая — в Шринагаре. А потом еще 200 км изматывающей езды в горах. По дороге путешественники узнали, что как только они преодолевали перевалы, те закрывались на зиму из-за снега. «Обратный путь за нами просто схлопывается шаг за шагом, мы едва успели. Дорога назад была закрыта», — вспоминает Алексей Камерзанов. Впереди путешественников ждал Пакистан.

После этой пробки ждала вторая — в Шринагаре. А потом еще 200 км изматывающей езды в горах. По дороге путешественники узнали, что как только они преодолевали перевалы, те закрывались на зиму из-за снега. «Обратный путь за нами просто схлопывается шаг за шагом, мы едва успели. Дорога назад была закрыта», — вспоминает Алексей Камерзанов. Впереди путешественников ждал Пакистан.

Поделиться

На сайте «Магазина горящих путевок» можно найти тур из Новосибирска в Индию от 30 900 руб. — в однозвездочный отель без питания на 11 дней. Либо в трехзвездочный с завтраками — от 37 400 руб. с 24 апреля. Билеты «Новосибирск – Дели» на сайте aviasales.su — от 36 302 руб. На фото — необычный козлик, который впечатлил путешественников кругосветной экспедиции «Мир наш» в центре Дели.

На сайте «Магазина горящих путевок» можно найти тур из Новосибирска в Индию от 30 900 руб. — в однозвездочный отель без питания на 11 дней. Либо в трехзвездочный с завтраками — от 37 400 руб. с 24 апреля. Билеты «Новосибирск – Дели» на сайте aviasales.su — от 36 302 руб. На фото — необычный козлик, который впечатлил путешественников кругосветной экспедиции «Мир наш» в центре Дели.

Поделиться

Зинаида Кузнецова
Фото предоставлены Алексеем Камерзановым

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Новосибирске? Подпишись на нашу почтовую рассылку
Загрузка...
Загрузка...